Рубрики
Статьи

QE диетическое: Зачем и насколько ФСР может притормозить?

QE диетическое: Зачем и насколько ФСР может притормозить?
QE диетическое: Зачем и насколько ФСР может притормозить?
На этой неделе президенты сразу двух региональных резервных банков — глава ФРБ Ричмонда Джеффри Лэккер и глава ФРБ Далласа Ричард Фишер — высказались за снижение объемов QE, ссылаясь на проверенный макроэкономический аргумент — инфляционные риски. Причем Фишер является членом FOMC и при желани может стать вторым Томасом Хонингом, который в прошом году регулярно нарушал «единогласие» в комитете, вынуждая ФРС  выделять себе отдельный абзац в конце каждого релиза, чтобы погрозить пальцем инфляции и потребовать немедленно повысить ставку.

Одновременно на лицо — активизация оппонентов ФРС в Конгрессе во главе с республиканцем Роном Полом, для которых грядущее голосование по лимиту государственного долга — шанс если не сокрушить, то хотя бы пошатнуть гегемонию всесильного банковского лобби. Сегодня в подкомимтете по монетарной политике Рон Пол солирует на слушаниях «Может ли на монетарная политика в действительности создавать рабочие места?». В программе — сеанс разоблачения «черной магии» Федерального Резерва по манипулированию рынками без макроэкономического смысла. Одновременно в Сенате запланированы слушания по «грядущему кризису» на рынке муниципальных бондов, где неизбежно всплывут на поверхность все проблемы, тщательно закамуфлированные потоками виртуальных долларов и нарисованным  благополучием в S&P.

В такой ситуации Федрезерву и его лобби может очень пригодиться «уступка» в виде сокращения дозы QE, даже если оно будет символическим.

При этом, даже если ФРС снизит лимит POMO на месяц, на деле сокращения долларовых вливаний и вовсе может не быть, ведь к усилиям Федрезерва присоединяется Казначейство. В феврале и марте, напомним, US Treasury гасит 200 млрд долл. долга в виде Cash Management Bills.  25 млрд долл кэша каждую неделю могут компенсировать некоторые «уступки» от Федрезерва и, к тому же, сами будут выглядеть как «уступка» от US Treasury, которое примерно гасит долги и встает на путь «бюджетной дисциплины».

Если Казнчейству действительно удастся выполнить свой план по снижению заимствований и в первом, и во втором квартале — Федрезерв также сможет притормозить. При текущих темпах QE — 110 млрд/мес, 330 млрд./квартал — Федререзв де-факто покупает ВСЕ новые долги Казнчейства.

При уточненном прогнозе чистых заимствований на 1й квартал в 237 млрд долл., текущие темпы QE будут означать не просто тотальную монетизацию всех новых долгов, но и выкуп дополнительных 100 млрд «трежериз» с рынка. Что будет выглядеть крайне подозрительно и, возможно, докажет наличие серьезных проблем с зарубежными держателями, создающими навес предложения.
Альтеранативы:ФРС не снизит лимит заимствований на 10 февраля — 10 марта, но не станет использовать его полностью, т.е. фактически выкупит меньше. На крайний случай — снижение объемов QE, анонсированное или фактическое, можно отложить до следующей месячной порции: с 10 марта по 7 апреля.
Если же объем вливаний до апреля останется на прежнем уровне — больше 110 млрд долл в месяц —  это можно расценивать как веру Федрезерва в свое «всемогущее» лобби, которое снова напугает Конгресс обрушением рынков с вытекающим банкротством всех пенсионных планов в США, когда придет пора поднимать лимит госдолга.

Если же порции QE будут увеличены, это будет означать сверхострую потребность в ликвидности, которой первичные дилеры могли бы «залатать» дыры (например, в рынке муни-бондов) или полностью компенсировать не только отсутствие внешнего спроса на американский госдолг, но и бегство одного или нескольких суверенных зарубежных кредиторов. Которое (если правда), в свою очередь, обрекает ФРС на бесконечное продолжение QE и неизбежно влечет внутриполитический и глобальный монетарный хаос.

По мере того, как становится все яснее, что долговой рынок США — не что иное, как пирамида, построенная по чертежам великого Понци, монетарная политика сводится к «печатному станку» с единственной целью — держать стоимость обслуживания госдолга как можно ниже. В таких условиях вдруг выясняется, что макроэкономический смысл QE – лишь аранжировка и жонглирование терминами.

Когда Бен Бернанке возглавил ФРС, один управляющий хедж-фондом так резюмировал макроэкономические усилия его предшественника Алана Гринспена: “Гринспен превратил экономику в свинью и начал накачивать стероидами в надежде, что она отрастит мыщцы. Однако итог печален: треть населения США страдают лишним весом, а четверть — ожирением.» А Гринспену, к слову, не требовалось QE и было достаточно низких ставок, поскольку банковская система сама создавала деньги «из ничего», благодаря кредитному буму и правилам частичного резервирования

На сегодняшний день обслуживание самой надежной в мире пирамиды, рынка «трежериз», стоит США всего 7 процентов доходов федерального бюджета. И как бы ни были привлекательны апокалиптические сценарии, время играть против Федрезерва вряд ли настало или настанет скоро. Особенно если к очевидной смекалке Бернанке и Ко прибавить мощность программного обеспечения у первичных дилеров, а также возможности Госдепа по созданию напряженности в ресурсно-богатых уголках планеты.

 —