Рубрики
Статьи

Омз остались не у дел — Компании — № 29 (70) 9-15 августа 2004 — Архив — Выбери!by

Омз остались не у дел — Компании — № 29 (70) 9-15 августа 2004 — Архив — Выбери!by
Омз остались не у дел — Компании — № 29 (70) 9-15 августа 2004 — Архив№ 29 (70) 9-15 АВГУСТА 2004 КОМПАНИИБизнес. ОМЗ оказались в невыгодном положении из-за того, что «Интеррос» сорвал сделку по созданию «ОМЗ — Силовые машины», и теперь вынуждены разрабатывать новую стратегию.Илья Ефимчук <efimchuk@finansmag.ru>»Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и концерн «Силовые машины» полностью прекратили процедуру объединения. Как заявляют представители ОМЗ и «Интерроса» (контролирующий акционер «Силовых машин»), стороны не имеют друг к другу взаимных претензий. Однако участники процесса не разглашают, на каких именно условиях была достигнута договоренность о прекращении слияния. В частности, неизвестно, заплатит ли «Интеррос» неустойку как инициатор расторжения сделки. Так, некоторые информационные агентства со ссылкой на близкий к переговорам источник сообщали, что «Интеррос» выплатит $25 млн путем взаимозачетов кредитов, выданных его структурами для ОМЗ. Но директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев опроверг эту информацию, а пресс-служба «Интерроса» отказалась комментировать условия, на которых стороны договорились о прекращении объединения двух машиностроительных холдингов.
История. В соответствии с первоначальными планами, объявленными в конце прошлого года, компаниям предстояло объединиться как равным — в собственность ОМЗ должно было перейти 100% акций «Силовых машин», а акционеры этого концерна получили бы 50% акций ОМЗ. В рамках данной сделки генеральным директором «Объединенных машиностроительных заводов» стал глава «Силовых машин» Евгений Яковлев, а для реализации стратегии фокусирования на продукции энергетического машиностроения ОМЗ приступили к продаже тех видов бизнеса, которые были признаны непрофильными.
Но затем «Интеррос», контролирующий 71-процентную долю в уставном капитале «Силовых машин», решил продать эти акции немецкому концерну Siemens. Правда, такие планы не совсем совпадали с интересами российского правительства. Поэтому «Интеррос» договорился с Siemens о создании совместного предприятия, которому будет принадлежать 71% акций «Силовых машин». «Интеррос» получит в этом СП контрольный пакет — 50% + 1 акция, а Siemens — 50% — 1 акция, но управлять совместным предприятием будет немецкий концерн. Он также имеет право увеличить свою долю в СП. В течение 3-5 лет Siemens должен вложить в развитие и модернизацию «Силовых машин» около $200 млн. На прошлой неделе менеджмент «Силовых машин» во главе с Евгением Яковлевым покинул ОМЗ, и исполнять обязанности гендиректора «Объединенных машиностроительных заводов» стал Сергей Липский. На этой неделе собрание акционеров ОМЗ должно переизбрать совет директоров, который утвердит Сергея Липского в новой должности. Хотя возможно, что он будет лишь технической фигурой. Так, президент РСПП Аркадий Вольский высказал предположение, что основатель и бывший глава ОМЗ, а ныне министр экономического развития и торговли Грузии Каха Бендукидзе не задержится на своем новом посту. При таком развитии событий Каха Бендукидзе вполне может вернуться в компанию с целью возродить свое детище.
Пострадавшие. Если для «Силовых машин» новая сделка представляется крайне выгодной как за счет привлечения инвестиций, так и за счет доступа к передовым технологиям Siemens, то для ОМЗ срыв слияния, напротив, породил много проблем. Компания уже начала перестраивать свою организационную структуру под работу в рамках несостоявшегося концерна «ОМЗ — Силовые машины». Для этого она продала свою «дочку» ООО «ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты» (ОМЗ-МНП). А ведь на продукцию судостроения и нефтегазовое оборудование пришлось 40% из $546 млн консолидированной выручки ОМЗ за 2003 год по международным стандартам финансовой отчетности. В итоге у компании осталось три дивизиона — по производству атомного оборудования, горной техники и спецсталей. Но, как говорит Андрей Онуфриев, восполнить потери поможет приобретение двух дочерних компаний чешского Skoda Holding, совокупный объем продаж которых составил в прошлом году около $200 млн. Поэтому выручка ОМЗ за 2004 год должна составить $400-470 млн.
Сделка по продаже ОМЗ-МНП менеджерам этой компании за $50 млн уже завершена. Как заявил «Ф.» Андрей Онуфриев, вопрос об обратном присоединении бывшей «дочки» к ОМЗ не рассматривается сторонами. При этом новый глава ОМЗ Сергей Липский, изначально участвовавший в покупке ОМЗ-МНП наряду с другими топ-менеджерами этого предприятия, возможно, выйдет из числа акционеров во избежание конфликта интересов. За счет продажи подразделения морских и нефтегазовых проектов ОМЗ смогли покрыть расходы на сумму более 40 млн евро, связанные с приобретением активов Skoda. Кроме того, как подчеркивает представитель «Объединенных машиностроительных заводов», консолидированный долг компании уменьшился на сумму банковских кредитов, числящихся на балансе ОМЗ-МНП, то есть на $70 млн. Однако, как сообщил «Ф.» аналитик ИГ «Ренессанс Капитал» Семен Миронов, текущий уровень долга ОМЗ практически не изменился по сравнению с показателем на конец 2003 года ($249 млн), несмотря на продажу ОМЗ-МНП.
Рейтинг. Обеспокоившись перспективами ОМЗ, рейтинговое агентство Standard & Poor’s поместило долгосрочный кредитный рейтинг компании, находящийся на уровне ССС+, в список CreditWatch с негативным прогнозом. Агентство также понизило рейтинги заемщика и приоритетного необеспеченного долга ОМЗ по национальной шкале с ruBBB- до ruBB. По словам кредитного аналитика S&P; Татьяны Кордюковой, это решение отражает значительно ухудшившуюся ликвидную позицию ОМЗ и опасения относительно того, что характеристики бизнеса и финансовое положение компании могли пострадать из-за отмены сделки. Беспокойство S&P; связано с предположением, что в 2004 году ОМЗ действовали сугубо в соответствии с интересами объединенной компании «ОМЗ — Силовые машины», включая стратегические приоритеты в финансовой политике и в сфере продажи и покупки предприятий. При этом, по мнению S&P;, финансовое положение приобретенных ОМЗ подразделений Skoda, специализирующихся на производстве оборудования для атомной промышленности, выпуске спецсталей и комплектующих, также вызывает опасения. А Семен Миронов отмечает, что покупка активов Skoda, как и прочие приобретения ОМЗ, не обеспечила увеличения прибыли компании, что так необходимо ей сейчас. Более того, после объявления о реструктуризации в мае 2004 года наблюдалось продолжительное снижение курса акций ОМЗ, констатирует аналитик.
Как пояснила «Ф.» Татьяна Кордюкова, для того чтобы разрешить ситуацию с кредитными рейтингами, ОМЗ должны, во-первых, предоставить информацию о наличии ликвидных ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по своим долгам. Для этого компания может, к примеру, получить финансирование от банков или из каких-то других источников. Второй вопрос к менеджменту ОМЗ относится к средне- и долгосрочной перспективе и касается стратегии развития бизнеса. Ведь теперь компания очень сильно отличается от той, что была раньше, и от того, что должно было появиться после слияния с «Силовыми машинами». На этой неделе ОМЗ намерены провести встречу с инвесторами для того, чтобы развеять их опасения. Ожидается, что там будут объявлены новые стратегические планы.