«Viberi» ВСЕ В СЕМЬЮ!
«Viberi» ВСЕ В СЕМЬЮ!Глубокое переплетение бизнеса и власти в ПФО в 90-х годах прошлого века оказало непосредственное влияние на рейтинг самых богатых людей Приволжья, который впервые составил журнал «Viberi».
Кроме сына президента Башкортостана Урала Рахимова среди самых состоятельных граждан ПФО есть еще несколько людей, ставших долларовыми мультимиллионерами благодаря особым взаимоотношениям с властью. К ним прежде всего можно отнести братьев Радика (№ 8 в рейтинге) и Айрата Шаймиевых (№ 12), а также сына губернатора Самарской области Алексея Титова (№ 15).
Впрочем, даже в Татарстане есть примеры людей, которых можно с полным основанием называть self-made man. Так, выходец из простой семьи Айрат Хайруллин (№ 2) смог стать одним из самых молодых в России долларовых мультимиллионеров. Правда, на пути к вершине ему также пришлось играть по принятым в республике правилам игры – сначала поддерживать хорошие взаимоотношения с властью, а затем и самому стать властью.
Кроме Айрата Хайруллина выдающимися по меркам не только округа, но и всей России можно считать еще нескольких коренных жителей ПФО. Это и президент Lukoil Overseas Holding Андрей Кузяев, который, будучи простым аспирантом МГУ, смог «построить» под себя директоров крупнейших предприятий Пермской области, и основной акционер группы СОК Юрий Качмазов, остановить амбиции которого смог лишь всемогущий «Рособоронэкспорт».
Теперь о лидерах.1-е место.Урал Рахимов – $3,36 млрд
Самый богатый человек ПФО оказался в непростой ситуации. «Роснефть», испытывающая острую нехватку собственных перерабатывающих мощностей, всерьез решила получить предприятия башкирского нефтехимпрома, почти все из которых контролирует Урал Рахимов. Судя по логике событий, корпорация рассчитывает купить активы с очень существенным дисконтом и не хочет договариваться по-хорошему. Впрочем, в этом есть немалая вина и самого Урала Рахимова, допустившего немало ошибок при закреплении прав собственности на нефтехимические предприятия.
«Башнефть», «Уфаоргсинтез», «Новойл», «Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Башкирнефтепродукт» были приватизированы в 2002 году семью башкирскими ООО, а затем их акции перешли в собственность компании «Башкирский капитал». Весной 2006 года Урал Рахимов и партнеры сделали «ход конем» – активы были переданы благотворительным фондам, которые внесли их в капитал четырех компаний. Сам же «Башкирский капитал» был ликвидирован по заявлению учредителей.
Однако едва «Роснефть» объявила о своем интересе к башкирскому нефтехимпрому, ситуация стремительно изменилась. ФНС восстановила компанию в реестре юридических лиц и предъявила «Башкирскому капиталу» налоговые претензии на $1,5 млрд. Логика налоговиков проста – безвозмездно передав акции фондам, компания не заплатила налог на прибыль.
2-е место.Айрат Хайруллин – $470 млн
Как и многие нынешние российские олигархи, Айрат Хайруллин начал предпринимательскую карьеру с самых низов. В начале 90-х годов прошлого века он занимался поставками овощей и фруктов на рынки и буквально за несколько лет смог добиться невиданного прогресса, построив крупнейшую торговую сеть в Татарстане. В одном из интервью он так описал секреты бизнеса по-татарски: «В октябре 1992 года мы попросили у мэра Казани дать в аренду два магазина. Однако городские власти выдвинули контрпредложение – они дают нам не два магазина, а 12, но заброшенные помещения».
Самой прибыльной инвестицией Айрата Хайруллина и его старшего брата Илшата стала пивоваренная компания «Красный Восток». По одной из версий, в далеком 1996 году купить компанию им настоятельно посоветовал мэр Казани Камиль Исхаков (в настоящее время – полпред президента в ДВФО), и братья просто не могли отказаться от этого предложения. Однако резкий рост доходов населения, стимулировавший потребление пива, позволил Айрату Харуллину с лихвой окупить все расходы. По неофициальным данным, «Красный Восток» был продан пивоваренному гиганту Efes за $365 млн.
После первых успехов в бизнесе Айрат Хайруллин пошел в политику и шаг за шагом смог построить успешную карьеру. В 1995 году он был избран депутатом Казанского совета народных депутатов, в 1999 году – Государственного совета Татарстана, а в 2003 году – Госдумы.
3-е место. Андрей Кузяев – $450 млн
Брать на себя лидерские функции Андрея Кузяева заставила сама жизнь еще в школьные годы. Как вспоминают очевидцы, он был самым высоким в классе, поэтому очень многие вещи ему приходилось делать первым. Правда, в большой бизнес Андрей Кузяев пришел достаточно случайно. Поработав экономистом на пермском заводе «Коммунар» и ассистентом на кафедре политэкономии в Пермском госуниверситете, он целевым назначением был зачислен в аспирантуру экономического факультета МГУ.
Именно московская «прописка» стала поворотной точкой в карьере Андрея Кузяева. В 1990 году директора крупных предприятий Пермской области приняли решение создать в регионе товарную биржу и предложили Андрею Кузяеву возглавить ее. Экономический кризис начала 90-х годов превратил биржу в одну из самых влиятельных в области финансовых структур.
1995 год вновь стал поворотным в карьере Андрея Кузяева. Приняв предложение возглавить «Лукойл-Пермь», предприятия, созданного в рамках соглашения о сотрудничестве между Пермской областью и «Лукойлом», он стал генеральным директором крупнейшего предприятия в области. Руководство «Лукойла» по достоинству оценило менеджерский потенциал Андрея Кузяева. Спустя пять лет он возглавил Lukoil Overseas Holding, занимающийся зарубежными проектами нефтяной компании.
4-е место. Владимир Махлай – $440 млн
Владимира Махлая можно считать одним из последних «красных директоров», все еще занимающих ведущие позиции в российском бизнесе. На протяжении 22 лет он бессменно возглавляет «Тольяттиазот», крупнейшего в мире производителя аммиака. Самым сложным для Владимира Махлая, контролирующего 90% акций компании, бесспорно, стал прошлый год, на протяжении которого ему приходилось отбивать рейдерские атаки. В ход шел весь арсенал враждебных поглощений. Дело даже дошло до того, что Тверской суд Москвы выдал решение об аресте Владимира Махлая и управляющего завода Александра Макарова по обвинению в легализации доходов, добытых преступным путем.
Неприятности Владимира Махлая представители «Тольяттиазота» связывали с желанием группы «Ренова» Виктора Вексельберга получить контроль над предприятием. Правда, пока сломить Владимира Махлая, который решил переждать трудные времена за границей, по официальной версии, на лечении, не удалось. Он по-прежнему отказывается продать пакет акций «Тольяттиазота».
5-е место. Юрий Качмазов – $340 млн
Если бы не желание «Рособоронэкспорта» занять ведущие позиции в отечественном автопроме, то мало кто сомневается, что именно Юрий Качмазов сегодня бы контролировал крупнейший российский производитель автомобилей «Автоваз». Случись это, и историю основного акционера СОКа можно было бы считать идеальным воплощением американской мечты по-русски.
Заработав первоначальный капитал на торговле автомобилями, Юрий Качмазов решил войти в наименее капиталоемкий сектор автомобилестроения – производство комплектующих и добился там впечатляющих результатов. В самые лучшие для СОКа времена на предприятиях группы производилось более 30% всех комплектующих для российского автопрома. Однако «чистое» автомобилестроение всегда было основной целью Юрия Качмазова, к которой он шел с завидным упорством. Сначала СОК создала сборочное предприятие «РосЛада» и выкупила Ижевский автозавод, а два года назад нацелилась на «Автоваз»…
«Рособоронэкспорт» не только поставил крест на этих планах, но и начал активное наступление на позиции СОКа на «Автовазе». Новое руководство компании, считавшее Юрия Качмазова одним из виновников бедственного положения гиганта отечественного автопрома, расторгло несколько соглашений с СОКом и отстранило близких к группе людей от управления «Автовазом».
Юрию Качмазову пришлось резко менять приоритеты развития своего бизнеса. Новая стратегия группы была очевидна. Она сфокусировалась на развитии сборочного производства и сотрудничестве с гигантами мирового автомобилестроения. Сегодня группа СОК не только увеличивает объемы производства автомобилей KIA и глубину его локализации, но и готовится выпускать комплектующие для крупнейшего мирового производителя Volkswagen.
Рубрики