Рубрики
Статьи

«Viberi» Куда движется нефть

«Viberi» Куда движется нефть
«Viberi» Куда движется нефтьС начала года стоимость нефти сорта Brent, считающегося индикативным, практически не опускалась ниже уровня в $30 за баррель, а в конце июля преодолела психологический барьер в $40 за баррель и вот уже более месяца находится выше отметки в $39 за баррель. 19-20 августа на мировом рынке нефти были установлены новые исторические рекорды. По итогам закрытия торгов 19 августа на Международной нефтяной бирже в Лондоне (IPE) цена октябрьских фьючерсных контрактов на Brent составила $44,33 за баррель, а фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) с аналогичными сроками поставки закрылись на уровне $48,7 за баррель. 20 августа были зафиксированы новые максимумы в ходе дневных торгов. Brent взяла барьер в $45,15 за баррель, а WTI — $49,40 за баррель, вплотную приблизившись к важному психологическому рубежу в $50.
Однако стоит оговориться, что высоты, занятые в этом году нефтяными котировками, можно назвать рекордами лишь условно. Если сравнивать нынешние показатели с историческими максимумами в сопоставимых ценах, то окажется, что стоимость «черного золота» пока еще не преодолела планку, поднятую в конце 1970-х — начале 1980-х годов (см. график). Между тем год назад никто не мог и представить, что мировой нефтяной рынок закрепится на уровне в $40 за баррель. Эксперты тогда лишь гадали: удержится ли стоимость «черного золота» в районе $25 или откатится ниже $20 за баррель после завершения американской операции в Ираке и восстановления довоенного уровня нефтедобычи в этой стране? А Михаил Ходорковский, например, в интервью «Выбери!by» в марте 2003 года допускал, что цена на нефть упадет даже ниже $16 за баррель.
Резвое потребление. Главным фактором, определившим конъюнктуру мировых товарных рынков в текущем году, стал неожиданно высокий спрос на сырье, подстегнутый усилением роста мировой экономики. Международному энергетическому агентству (МЭА), представляющему интересы 26 индустриально развитых стран, с конца прошлого года приходится каждый раз корректировать прогнозы в своих ежемесячных обзорах, поскольку фактический рост систематически опережает ожидания агентства. Это даже стало напоминать карикатуру на прошлогоднюю чехарду прогнозов Минэкономразвития России по поводу предполагавшихся темпов роста ВВП. В своем последнем августовском обзоре МЭА представило обновленные оценки прироста мирового спроса в 2004 году — на 2,53 млн баррелей в сутки (или на 3,2%) до 82,16 млн баррелей в сутки. Это выше темпов роста за 2003 год — на 1,74 млн баррелей в сутки, или на 2,2%. Правда, в 2005 году МЭА ожидает сокращение прироста до прошлогоднего уровня — до 1,8 млн баррелей в сутки (2,2%).
Схожие прогнозы представляет и нефтяное агентство Argus. По его оценкам, в текущем году мировой спрос на нефть вырастет до 82,4 млн баррелей в сутки, что на 2,4 млн баррелей в сутки (или на 3%) выше уровня 2003 года. «Спрос на нефть оказался очень высоким повсеместно, а основными центрами роста стали Китай и США, — прокомментировала ситуацию «Выбери!by» аналитик Argus Наталья Борцова. — Например, в Китае очень высокими темпами начало расти потребление бензина в связи с увеличением количества автомобилей в собственности граждан. Очень сильно поднялся спрос на электроэнергию, поэтому потребовалось больше мазута и дизельного топлива для котельных». Argus оценивает спрос на нефть в Китае в период с января по июнь 2004 года на уровне 6,47 млн баррелей в сутки, что на 17,8% выше, чем в аналогичный период прошлого года. В США тоже наблюдался бурный спрос на бензин, а сейчас на фоне активного экономического роста в мире отмечается высокий спрос на нафту (сырье для нефтехимии), авиационное и дизельное топливо, говорит Наталья Борцова.
Великий Китай. Аналитики американского инвестиционного банка Merrill Lynch проанализировали состояние мирового рынка после заявления бывшего министра нефти Саудовской Аравии шейха Ямани о том, что на товарных биржах проходят «странные сделки», когда часть закупаемой нефти куда-то исчезает, и пришли к выводу, что за этими действиями стоит Китай. По оценкам Merrill Lynch, КНР ежедневно импортирует около 500 тыс. баррелей нефти в специальный фонд, а общий уровень потребления этой страны сейчас составляет 6,3 млн баррелей нефти в сутки, за счет чего Китай выходит по этому показателю на второе место после США, опережая Японию (по оценкам МЭА, среднегодовой спрос на нефть в США достигнет в текущем году 20,05 млн баррелей в сутки). Хотя представители КНР уже не скрывают, что ускоренно создают стратегический нефтяной резерв. Но при этом они отмечают, что закупать нефть в целях увеличения запасов необходимо в периоды более низких цен. Стоит отметить, что наращиванием нефтяных резервов занялась еще и Индия, создавшая за последние три месяца специальный фонд объемом 25 млн баррелей.
По мнению аналитиков Merrill Lynch, именно дополнительные закупки со стороны Китая поддерживают высокие цены на нефть, поэтому в банке прогнозируют, что цена нефти может упасть до $30 за баррель после того, как Китай закончит формирование стратегического резерва. А старший аналитик по нефти и газу Brunswick UBS и стратег UBS Investment Bank по анализу нефтегазового сектора Пол Коллисон указывает на замедление роста спроса на нефть в КНР по сравнению со стремительными темпами, отмеченными в первой половине 2004 года. В Brunswick UBS полагают, что во втором полугодии текущего года спрос вырастет на 8,6%, а в 2005-2006 годах — на 7-8%. Пол Коллисон считает, что помимо создания стратегического резерва на динамику спроса на «черное золото» в Китае в начале года могли оказать влияние дефицит угля и электрогенерирующих мощностей. По оценкам аналитика, историческая зависимость между ростом ВВП (он держится на уровне порядка 7-8% в год) и спросом на нефть в Китае будет восстановлена начиная с 2005 года.
Ограниченный картель. На стремительный рост спроса не рассчитывали и в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В результате нефтяной картель не смог подготовиться к увеличению потребления и не создал достаточно резервных добывающих мощностей. В начале августа, в самый пиковый для нефтяного рынка период, президент ОПЕК, министр энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Пурномо Юсгианторо был вынужден обратиться к независимым производителям с просьбой увеличить добычу. На мировых рынках это сразу же расценили как бессилие нефтяного альянса. Более того, слова первого лица ОПЕК восприняли с некоторым удивлением, так как не зависящие от организации экспортеры «черного золота» и так практически полностью используют свой потенциал.
Правда, уже на следующий день Пурномо Юсгианторо поправился и выступил с заявлением о том, что картель способен увеличить производство сырья на 1-1,5 млн баррелей в сутки, при том что добыча нефти ОПЕК достигла в июле рекордного показателя за последние 25 лет — 29,71 млн баррелей в сутки. Кроме того, Саудовская Аравия — крупнейший экспортер нефти — на три месяца раньше запланированного срока начала добычу на двух новых месторождениях, что позволит еще больше нарастить производственные мощности картеля. Но все равно этот запас прочности очень мал по сравнению с дополнительными 6-7 млн баррелей в сутки, имевшимися в распоряжении ОПЕК в 2002 году. Вопрос о запуске резервных мощностей нефтяной альянс намерен обсудить на очередной конференции в Вене 15 сентября. Возможно, на ней будет принято решение об очередном увеличении квот добычи ОПЕК — на 1 млн баррелей в сутки. Правда, шумиха вокруг квот оказывает все меньшее влияние на нефтяной рынок: страны — члены картеля регулярно превышают установленный потолок, поэтому теперь всех интересуют лишь фактические объемы добычи.
Новый коридор? Зато на встрече в Вене должен быть поднят другой важный вопрос — о повышении верхней границы ценового коридора в $22-28 за баррель нефти. Этот коридор был установлен еще в 2000 году. По правилам ОПЕК, если цена выходит за рамки коридора в течение 20 рабочих дней, нефтяной картель обязан изменить квоты, но эта схема не работает уже более полугода — с февраля стоимость корзины ОПЕК находится выше установленного ориентира, а механизм автоматического изменения цены так ни разу и не был запущен. Скорее всего с инициативой изменить границы коридора снова, как и в 2000 году, выступит Венесуэла. Во всяком случае президент этой страны Уго Чавес уже высказывался в пользу такого решения. Как ожидается, новый ценовой коридор может составить примерно $30-36 за баррель.
Представители картеля не раз высказывались на тему того, что было бы оптимальным сбить цены на «черное золото» до уровня $30 за баррель. С другой стороны, как считает аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов, у ОПЕК есть заинтересованность поддерживать цены на уровне более $30 за баррель по марке Brent. «Та же самая Саудовская Аравия начала тратить столько много денег на социальные программы, что при цене ниже $25 за баррель у нее возникнут большие проблемы. Так что эта страна не допустит такого снижения», — говорит он. Поэтому Саудовская Аравия, выступающая в роли «заводилы» в нефтяном альянсе, вероятно, поддержит инициативу «заклятого друга» США Уго Чавеса, придерживающегося того мнения, что развитые государства должны платить бедным странам за свое процветание.
Нехватка на всех фронтах. Существует и такой глобальный фактор, определяющий конъюнктуру мировых товарных рынков, как дефицит мощностей нефтепереработки. «Сейчас, когда резко увеличился спрос на топливо, обнаружилось, что не хватает не только сырья, но и перерабатывающей инфраструктуры, — говорит Наталья Борцова. — Поэтому цены на нефтепродукты поднялись, что стало очередным фактором роста для нефтяного рынка». Нефтеперерабатывающих мощностей недостаточно в первую очередь в основных центрах роста спроса — в США и Китае. Сейчас НПЗ в странах Атлантического бассейна (Европе и США) загружены на 95% мощности, а в Индии и Китае заводы работают на полную мощность, подчеркивает эксперт.
Дополнительным фактором, осложняющим удовлетворение спроса на нефтепродукты (и, следовательно, выступающим причиной высоких цен), является ужесточение экологических стандартов топлива, которое происходит в целом ряде стран, продолжает Наталья Борцова. В Европе и Америке последовательно снижается показатель содержания серы в бензине и дизтопливе, в США с начала этого года произошло очень сильное изменение спецификаций бензина. А введение новых стандартов требует значительных инвестиций в переоснащение заводов и строительство новых установок. Да и вообще в условиях высоких темпов роста спроса на «черное золото» обнаружился дефицит мощностей во всех секторах нефтяной отрасли — не только в добыче и переработке, но и в транспортировке. В частности, это выразилось в дефиците танкеров.
Российские перспективы. Особенно отчетливо транспортная проблема высвечивается на примере России, уже обогнавшей по объемам добычи Саудовскую Аравию: в июле производство нефти в этих странах, по данным МЭА, составило 9,36 и 9,2 млн баррелей в сутки соответственно. Стоит отметить, что МЭА рассматривает Россию как основную движущую силу, за счет которой обеспечивается увеличение поставок из стран — нечленов ОПЕК в 2000-2005 годах. В 2003 году рост производства в России достиг исключительного уровня — 825 тыс. баррелей в сутки. Зато в отношении дальнейшего прироста добычи МЭА исходит из более консервативных оценок — 710 тыс. баррелей в сутки в 2004 году и 425 тыс. баррелей в сутки в 2005 году. А виной всему — ограничения по экспортным мощностям.
«Российские нефтяные компании уже сталкиваются с приостановкой прироста производства, — говорит руководитель информационно-аналитического управления ИФ «Олма» Владимир Детинич. — Поэтому многие из них экспортируют нефть и нефтепродукты по железной дороге. Некоторые уже рассматривают возможности транспортировки сырья через иранский коридор: везти нефть в Астрахань, потом оттуда по Каспийскому морю в иранские порты местными танкерами. Такие экзотические виды транспорта стоят очень дорого, но при нынешних ценах все это окупается».
С 1 августа «Транснефть» увеличила мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) с 850 до 950 тыс. баррелей в сутки (или до 47,5 млн тонн в год), к концу текущего года предполагается наращивание потенциала БТС до 1 млн баррелей в сутки (50 млн тонн в год). Есть планы по дальнейшему увеличению пропускной способности — до 1,25 млн баррелей в сутки (62 млн тонн в год) к 2006 году, но для этого понадобятся немалые инвестиции — почти $2 млрд. «Но даже это расширение неспособно решить проблему, — утверждает Владимир Детинич. — Добыча в 2003 году выросла примерно на 10%, и уже в этом году нефть некуда будет сливать». В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2005-2007 годы, подготовленным МЭРТ, в этот период темпы роста экспорта нефти снизятся до 3% в год по сравнению с 13-процентными планами на 2004 год (с 223,4 до 253 млн тонн).
Фактор «Юкоса». Несмотря на довольно большие объемы поставок «черного золота» за границу, Россия впервые почувствовала себя по-настоящему глобальным игроком на мировом нефтяном рынке лишь этим летом, когда цены на нефть взлетели после объявления «Юкоса» о возможном прекращении деятельности из-за ареста счетов по налоговому иску на сумму в $3,4 млрд. Компания добывает около 1,7 млн баррелей в день, что составляет 2% от мирового производства нефти и примерно соответствует уровню добычи такой страны, как Ирак. Июльская новость о том, что «Юкос», который до последнего времени продавал за границу порядка 70% своей нефти, может прекратить экспорт, буквально всколыхнула товарные рынки и стала одной из главных причин, приведших к установлению новых номинальных ценовых рекордов.
То же самое повторилось и 2 сентября, когда «Юкос» объявил, что Басманный суд Москвы по ходатайству Генеральной прокуратуры наложил накопительный арест в сумме 76 млрд рублей на денежные средства, находящиеся и поступающие на счета основных производственных предприятий нефтяной компании. Это привело к полной блокировке счетов «дочек» «Юкоса» и лишило их возможности осуществлять любые расчеты, включая расчеты по заработной плате, налоговым платежам и текущей производственной деятельности. И, что самое интересное, новый арест счетов произошел всего лишь на второй день после того, как президент России Владимир Путин заявил, что в 2004 году российские компании добудут 450 млн тонн нефти, из которых 255 млн тонн пойдут на экспорт (на 2 млн тонн больше прогноза МЭРТ). Столь высокие прогнозы были восприняты как свидетельство того, что «Юкос», недавно объявивший о снижении планов по увеличению добычи, по крайней мере не остановит свою производственную деятельность.
Хотя, по мнению аналитиков МЭА, в случае временного прекращения экспорта со стороны «Юкоса» другие российские производители смогут довольно быстро восполнить его долю в трубопроводах — 700 тыс. баррелей в сутки, тогда как поставляемые железнодорожным транспортом 300 тыс. баррелей в сутки будет компенсировать намного сложнее.
Ближневосточная напряженность. При установлении новых номинальных исторических максимумов на мировом нефтяном рынке негатив по «Юкосу» «крайне удачно» сочетался с фактором нестабильности на Ближнем Востоке. Из-за непрекращающихся терактов в Ираке США, уже более года заправляющие в этой стране, пока так и не смогли обеспечить стабильный довоенный уровень поставок иракского сырья из этой страны. Практически ни одна неделя не обходится без сообщений об очередных диверсиях на южном терминале в Басре, через который до недавнего времени шло 90% экспорта из Ирака. А северный нефтепровод Киркук — Джейхан начал работать лишь в начале прошлой недели, хотя изначально планировалось запустить его еще весной. Не меньшее влияние на нефтяной рынок оказывали и теракты в Саудовской Аравии, хотя они и не приводили к остановкам добычи. Каждая такая акция играла роль мощного психологического раздражителя и вызывала повышение цен из-за опасений, что у крупнейшего экспортера нефти могут возникнуть проблемы с поставками нефти. Подливала масла в огонь и Венесуэла, в которой проходил референдум о продлении полномочий президента страны Уго Чавеса. Участники рынка опасались, что в Венесуэле могут возникнуть беспорядки в случае отстранения Уго Чавеса от власти.
Спекулятивные игры. Еще один фактор, который отмечает и ОПЕК, и многие аналитики, — активизация спекуляций на нефтяных биржах, начавшаяся примерно в конце 2003 года. «Это было вызвано снижением курса доллара и некоторым замедлением экономического роста в США. В связи с этим инвестиционные фонды начали переводить средства с валютного и фондового рынков на товарный, — рассказывает Наталья Борцова. — С целью страхования своих рисков они начали вкладываться в нефтяные фьючерсы. В результате на биржах появилась большая доля игроков-спекулянтов, которые оперируют не физическими объемами нефти, а производными инструментами и ведут свою игру на повышение». Спекулятивная составляющая, возникшая из-за того, что американские инвестиционные фонды завели большой объем средств на товарные рынки, достигала весной $5 за баррель, развивает мысль Евгений Суворов из банка «Зенит».
А министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль недавно заявил, что во многом из-за спекуляций на мировом рынке цена на нефть оказалась завышена на $7-9 за баррель. Само по себе снижение курса доллара США относительно основных мировых валют также сыграло роль в том, что нефтяные цены перешли на новый более высокий уровень. Но сейчас в связи с тем, что Федеральная резервная система США взяла курс на укрепление доллара, а ситуация в американской экономике наладилась, постепенно начинается обратный процесс: спекулянты потихоньку выходят с нефтяного рынка и возвращаются на более привычное для себя поле деятельности, говорит Наталья Борцова.
Текущая конъюнктура. Помимо снижения спекулятивной активности заметное влияние на стабилизацию товарных рынков на уровне около $40 за баррель по шкале Brent оказали восстановление иракского нефтяного экспорта и урегулирование кризиса в городе Наджафе, где «окопались» радикальные шиитские повстанцы во главе с Муктадой ас-Садром. После переговоров с главным духовным авторитетом иракских шиитов аятоллой Али ас-Систани Муктада ас-Садр приказал повстанцам из числа его сторонников прекратить войну на всей территории Ирака. Эти два события стали причиной того, что крупные фонды, которые последние два месяца активно завозили деньги на товарные рынки, начали закрывать позиции и фиксировать прибыль, считает Евгений Суворов.
Однако последовавшие за этим диверсии как на южном, так и на северном нефтепроводах в Ираке продемонстрировали, что до мирного исхода далеко. Еще одним фактором, играющим на повышение, стали беспорядки в Нигерии, где был убит один из представителей службы безопасности нефтяной компании Shell. Особое беспокойство на рынке вызвал тот факт, что начались вооруженные столкновения в дельте реки Нигер, в районе расположения нефтедобывающих мощностей Shell, хотя до срыва поставок нефти дело и не дошло. Кроме того, дополнительные силы «быкам» предоставили неожиданно слабые данные по запасам топлива в США, активизация террористов в России и новый поворот в «деле «Юкоса»». Все это свидетельствует в пользу того, что нефтяной рынок, как раз недавно прошедший стадию консолидации, может в ближайшее время с удвоенной силой рвануть к покорению новых рекордов, заманивая спекулянтов новыми потенциальными барышами.
Долгосрочные оценки. Что же касается более долгосрочных прогнозов, то большинство экспертов ожидают, что рынок удержится на уровне $35 за баррель по шкале Brent. Так, Пол Коллисон из Brunswick UBS недавно повысил прогноз средней цены на 2004 год с $32,5 до $37,8 за баррель нефти сорта Brent, а прогноз на 2005 год — с $26 до $32 за баррель. Российское правительство в этом году заложило в свои расчеты довольно смелый прогноз, что само по себе выглядит необычно. Если бюджет на 2004 год был сверстан исходя из стоимости Urals в $22 за баррель, то в бюджет на 2005 год была заложена цена в $28 за баррель (нефть марки Urals как правило стоит на $1,5-2 дешевле сорта Brent). В пресс-службе «Сибнефти» «Выбери!by» сказали, что примерный ориентир компании на 2004 год достаточно консервативен — $25 за баррель нефти марки Urals. «Мы предпочитаем рассчитывать на меньшие дивиденды, чем на сверхвысокие цены», — пояснили представители «Сибнефти».
Опрос нефтяных аналитиков, проведенный Argus в начале августа, продемонстрировал следующие результаты: средний прогноз по цене нефти сорта Brent составил $37,34 за баррель для третьего квартала текущего года, $36,51 за баррель — для четвертого квартала и $32,90 за баррель — для 2005 года. При этом разброс оценок очень большой: например, для 2005 года от $25 до $35,90 за баррель. По словам Натальи Борцовой из агентства Argus, большинство аналитиков отмечают, что объективные факторы (нехватка добывающих, перерабатывающих и транспортных мощностей при высоком спросе) будут удерживать цены на высоком уровне. Причем, по мнению аналитиков, эти базовые факторы сейчас играют большую роль, нежели спекуляции на биржах, политические риски или низкий курс доллара, а объективная конъюнктура рынка указывает, что предпосылок для снижения цен не наблюдается. l
Новые трубопроводыРоссийское государство полностью контролирует нефтепроводную инфраструктуру, но по сути ничего не делает для развития новых экспортных маршрутов транспортировки, за которые давно радеют нефтяные компании. «Увеличивать экспорт через Черное море особого смысла нет, потому что Турция может ввести ограничения на проход танкеров на постоянной основе, как она уже делала это временно. В Балтийском море очень резко возросла экологическая нагрузка, и страны Балтии тоже могут ограничить проход танкеров. Поэтому нужно развивать совершенно новые направления, — сказал «Выбери!by» Владимир Детинич из ИФ «Олма». — Одно из них северное — на Мурманск или в Ненецкий автономный округ. Моря Северного Ледовитого океана полностью российские, а дальше пути экспорта будут проходить в международных водах, следовательно, не будет проливных ограничений. Второе направление — на Находку (с ориентацией на Азиатско-Тихоокеанский регион) или на Дацин (ориентация на Китай). Там тоже не будет никаких ограничений». Но все эти проекты очень крупные. На их осуществление потребуется много времени и средств, а пока нет даже технико-экономического обоснования.
С другой стороны, как считает заместитель председателя правления Москоммерцбанка Айнур Омарбекова, есть объективные трудности, связанные с реализацией этих масштабных проектов. По ее мнению, проблемы с трубопроводом из Восточной Сибири возникли из-за того, что его просто нечем было физически заполнить: месторождение вроде есть, но добычи как таковой нет из-за недостатков инфраструктуры. «Если государство как экономический субъект получит четкое представление о том, какая будет нефтедобыча, средства на строительство трубопровода найдутся: возможно, будет привлечен консорциум при условии сохранения трубы в государственной собственности, могут быть использованы средства стабилизационного фонда или превышение над установленным размером поступлений в этот фонд», — сообщила она «Выбери!by».
Что же касается северного трубопровода, то он в первую очередь ориентирован на США, и именно политическое решение американцев определило задержку с началом этого проекта, считает Айнур Омарбекова. «США не давали однозначно понять, что Россия становится для них приоритетным поставщиком нефти. Теоретически отправлять нефть туда можно. Так пробовали делать «Юкос» и «Лукойл». Но при малых объемах это обходится слишком дорого, а большие контракты могут быть гарантированы только на политическом уровне. Сейчас, похоже, такая гарантия дается, и это говорит в пользу того, что Мурманский терминал будет со временем построен».