Рубрики
Статьи

«Viberi» Вагоностроители идут вторым эшелоном

«Viberi» Вагоностроители идут вторым эшелоном
«Viberi» Вагоностроители идут вторым эшелономБумаги будут размещаться 10 октября на ММВБ по номинальной стоимости в 1000 рублей. При этом единая ставка первых двух полугодовых купонов определится в ходе аукциона, а единую ставку остальных перед выплатой второго купона установит сам эмитент. Соответственно через год инвесторы имеют право предъявить облигации к досрочному погашению. Поручителем по займу выступает дочерняя компания эмитента ЗАО «Пассажирские вагоны». Организатор выпуска — банк «МЕНАТЕП СПб».
30% привлеченных средств ТВЗ планирует направить на инвестиции в модернизацию производственных мощностей (их износ колеблется от 28,7 до 64,5%), еще 30% — на замещение краткосрочных кредитов, а остальные 40% — на пополнение оборотных средств.
Как следует из названия, завод специализируется на выпуске вагонов — пассажирских, грузовых и специального назначения, а также производит тележки для подвижного состава. В 2002 году было выпущено 426 пассажирских вагонов (+7,3% по сравнению с 2001 годом) и 179 тележек (+40,9%). Основная доля продукции ТВЗ поставляется на внутренний рынок и обеспечивает потребность российских железных дорог в обновлении парка пассажирских вагонов. Заказчики — МПС России и ОАО «ПФГ «Росвагонмаш»». Продукция завода также экспортируется в Украину, Молдавию, Литву и Монголию. Доля экспорта невысока и составляет порядка 5%.
В этом году МПС начало практику проведения конкурсов на поставку подвижного состава в лизинг. Первый конкурс состоялся в апреле: общий портфель заказов составил 10 млрд рублей (245 пассажирских вагонов), в нем участвовало 11 лизинговых компаний, средняя ставка и срок по кредитам составили 18% годовых и 7 лет соответственно. Схема закупки следующая — подразделение МПС «Росжелдорснаб» размещает заказы на предприятиях или договаривается о покупке подержанного подвижного состава на железных дорогах СНГ. Покупку этой техники оплачивает победитель конкурса, и на него оформляются права собственности, а сама техника переходит в управление МПС. По условиям финансового лизинга она остается в распоряжении дороги. В дальнейшем ТВЗ предполагает активно участвовать в таких конкурсах и рассчитывает, что это позволит ему сохранить высокую долю рынка.
Начальник управления корпоративных финансов банка «МЕНАТЕП СПб» Александр Крупкин отмечает, что эмитент позиционируется как «крепкий представитель второго эшелона». Соответственно организаторы займа рассчитывают разместить бумаги под доходность к годовой оферте на уровне 15-15,5% годовых. По словам менеджера, в пул андеррайтеров уже вошел Транскредитбанк (опорный банк МПС), кроме того, ведутся переговоры еще с тремя-четырьмя московскими банками.
ОАО «ТВЗ» — ведущее предприятие России по производству подвижного состава магистральных железных дорог. Завод основан 25 августа 1898 года со специализацией по выпуску железнодорожного подвижного состава различного назначения: от грузовых платформ до пассажирских вагонов высшего класса. С 1951 года завод — единственное предприятие страны, выпускающее пассажирские вагоны. С 1970 года на предприятии организовано производство малых серий — вагонов для перевозки ценностей, спецконтингента и специальных грузов. В 1990-1998 годах на заводе разработаны, построены и прошли комплекс испытаний принципиально новые пассажирские вагоны со скоростью движения до 200 км/час. Основные акционеры: Министерство имущественных отношений РФ (42,5%) и ОАО «ПФГ «Росвагонмаш»» (25,2%). По итогам 2002 года ТВЗ вошел в список 200 крупнейших компаний России по объему реализации продукции (3,8 млрд рублей).
Доходность к оферте ожидается в диапазоне 15-16% годовых
Александр Цветков, главный специалист департамента операций на открытом рынке АКБ «Фора-банк»
В течение последних трех лет эмитент показывает стабильный рост выручки и валюты баланса. Так, за первое полугодие 2003 года выручка составила 2,3 млрд рублей, что на 42% больше относительно аналогичного периода прошлого года. Валюта баланса выросла за год на 64% до 2,86 млрд рублей. Существенным фактором также является увеличение доли денежных средств в выручке от реализации (с 9% в 2000 году до 93% в 2002 году). Чистая прибыль ТВЗ за 2002 год составила 182,1 млн рублей, а в первом полугодии 2003 года — 67,1 млн рублей. В то же время компания имеет недостаток собственных оборотных средств, что сказывается на увеличении финансовой зависимости и низком значении коэффициента автономности собственных средств.
В целом анализ отчетности позволяет признать финансовое состояние эмитента удовлетворительным. Облигации предстоящего выпуска можно отнести к бумагам второго эшелона. Учитывая средний объем займа, необходимы дополнительные усилия организаторов по повышению ликвидности бумаг на вторичном рынке, чтобы сделать их более привлекательными для инвесторов.
На доходность облигаций при размещении существенное влияние окажет ожидаемое преодоление дефицита рублевых ресурсов в начале четвертого квартала. Наиболее вероятная эффективная доходность к оферте находится на уровне 15-16% годовых, что соответствует ставке первых двух купонов в пределах 14,5-15,5% годовых.