Рубрики
Статьи

«Viberi» Лишние деньги

«Viberi» Лишние деньги
«Viberi» Лишние деньгиПравительство на очередном заседании одобрило поправки в закон о бюджете-2004. Из-за того, что средняя стоимость барреля нефти марки Urals по итогам года составит не $22, как запланировано, а более $30, в бюджете образовался 531 млрд рублей дополнительных доходов. Еще 41,5 млрд рублей удалось сэкономить на обслуживании внешнего долга.
Полученные за счет дополнительных сборов НДПИ и повышения экспортных пошлин на нефть 313,9 млрд рублей будут направлены в Стабилизационный фонд. Таким образом, к концу года объем его средств достигнет 504 млрд рублей. Оставшиеся 217,1 млрд рублей излишков и 41,5 млрд сэкономленных рублей и пытались распределить министры.
Более 22 млрд рублей было решено направить на помощь региональным бюджетам. В том числе на субсидии по оплате услуг ЖКХ в рамках закона об инвалидах, а также на монетизацию льгот. 6 млрд рублей выделяют «силовикам», 3 млрд из этих денег пойдут непосредственно на реализацию программы по борьбе с терроризмом. На 14,7 млрд рублей вырастут расходы на национальную оборону. Также дополнительные средства выделят на развитие промышленности, транспортные проекты, сельское хозяйство и другие статьи. Но даже после всех этих трат остается более 100 млрд лишних рублей, или почти $4 млрд, которым чиновники не смогли найти достойного применения. И это на фоне постоянных разговоров о необходимости привлечения инвестиций из-за рубежа.
Для сравнения: по данным Росстата, за первые шесть месяцев этого года прямые иностранные инвестиции в российскую экономику составили $3,5 млрд. И, по прогнозам МЭРТ, по итогам всего 2004 года их объем должен достигнуть $13,5 млрд, а в 2005-м — $12,6 млрд. Выходит, из-за границы лучше видно, куда можно вложить деньги в России.
Как пояснила замминистра финансов Татьяна Голикова, на перераспределение лишних миллиардов у Минфина уже нет времени. Поэтому предложено часть денег — 61 млрд рублей — дополнительно направить в Стабилизационный фонд, а остальное придется перенести в качестве бюджетных остатков на следующий год. Между тем проект бюджета-2005, находящийся на рассмотрении в Госдуме, сам по себе предусматривает профицит в размере 278,1 млрд рублей (доходы запланированы на уровне 3,326 трлн рублей, расходы — 3,048 трлн рублей). А экспертный совет при комитете Госдумы по экономической политике признал бюджет-2005 недооцененным примерно на 150 млрд рублей — глава совета Елена Панина заявила, что прогноз, подготовленный Минэкономразвития, излишне пессимистичен в отношении цен на нефть. Если принять мнение экспертного совета на веру, то получается, что к концу 2005 года в российском бюджете вновь образуется солидный излишек в размере почти 500 млрд рублей. И правительству вновь придется ломать голову над тем, как «раскидать» эти деньги по расходным статьям.
Тут впору вспомнить слова, сказанные некоторое время назад министром финансов Алексеем Кудриным о том, что России даже полезно было бы испытать стресс от резкого падения цен на нефть. Кстати, премьер Михаил Фрадков выразил неудовольствием тем, что денег в бюджете оказалось слишком много, и обвинил подчиненных в плохой работе по бюджетному планированию.
Что касается Стабилизационного фонда, то с дополнительными деньгами к 1 января 2005 года объем средств на счетах фонда составит 564,8 млрд рублей. Согласно закону, если объемы средств превышают 500 млрд рублей, излишки можно потратить на погашение внешнего долга или крупные инвестиционные проекты. Однако скорее всего этими деньгами залатают «дыру» в бюджете Пенсионного фонда РФ, которая образуется в результате снижения единого социального налога в следующем году.
Учитывая, что бюджет-2005 профицитный, вновь ведутся споры о том, насколько целесообразно «проедать» деньги Стабфонда. Бюджетной политике России на ближайшие годы был посвящен «круглый стол», организованный Институтом открытой экономики. Присутствовавшие там глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, представители МЭРТ и ученые экономисты сошлись во мнении, что «проедать» средства нецелесообразно.
По мнению директора департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрея Клепача, необходимо сокращать профицит бюджета. При цене на нефть свыше $25 за баррель доходы казны вполне могут превышать расходы на 1-2% ВВП, а долю непроцентных расходов при этом можно увеличить с нынешних 12-13% до 13-14% ВВП.
Ряд резких высказываний позволил себе представитель МВФ в Москве Гухун Квон. Он заявил, что России необходимо ужесточить бюджетную политику, в частности стимулировать снижение цен на нефть, так как они приводят к росту инфляции и делают экономику страны только более зависимой. Снижение ЕСН и монетизацию льгот он назвал позитивными процессами, но тут же подверг критике то, как эти реформы реализуются на практике. По его словам, финансовая выгода от снижения ЕСН пока весьма сомнительна, а значит, нет гарантий, что и в 2006-м, и в последующие годы не придется латать дыры в бюджете ПФР за счет «нефтяных» денег. Единственный выход — снижение пенсии и повышение пенсионного возраста, заявил он. А Стабилизационный фонд, по мнению Гухуна Квона, желательно вообще не тратить.
Мнение о том, что Стабфонд должен стать «фондом будущих поколений», высказывали и другие эксперты. Главный довод — когда запасы нефти начнут истощаться, эти деньги будут гораздо нужнее, чем сейчас. Еще один вариант расходования средств «неприкосновенного запаса» — вкладывать их в инфраструктурные проекты, позволяющие развиваться не только топливно-энергетическим, но и другим отраслям экономики. Это повысит конкурентоспособность страны и снизит ее зависимость от «нефтяной иглы». Также вспомнили начинания правительства по развитию транспортной отрасли. Аркадий Дворкович назвал это оптимальным решением, однако тут же добавил, что пока реальных проектов, достойных таких затрат, не существует. «Это не шутка — к нам пришло письмо от человека с предложением построить скоростную автомагистраль Екатеринбург — Берлин, — поделился он. — К письму был приложен проект — карта, на которой между двумя городами была прочерчена прямая линия».
При этом еще одна задача, которую призван решать Стабфонд при наличии излишков — погашение внешнего долга, — по мнению экспертов, является второстепенной. Все собравшиеся согласились, что объем долга в размере 20-40% ВВП страны является нормой. В России в этом году сумма внешнего долга равняется 26% ВВП, а в следующем сократится до 23%, отметил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он заявил о том, что бюджетная политика должна строиться без учета средств Стабфонда. Правда, при условии, что деньгами будут эффективно управлять.