Рубрики
Статьи

«Viberi» Тарифы выносят на публику

«Viberi» Тарифы выносят на публику
«Viberi» Тарифы выносят на публикуТарифы выносят на публику Ольга Шевель 01.12.2008 13:49«Первая грузовая компания» открыла часть своих тарифов. В кризис прозрачность ценообразования может стать эффективным средством привлечения клиентов. Пока что только производителей цемента и минеральных удобрений. Объем железнодорожных грузовых перевозок в России в октябре снизился на 3,2% (до 127,8 млн тонн) к аналогичному периоду прошлого года. А за ноябрь, по предварительным данным, падение может составить более 16%. Так, у крупнейшего игрока рынка РЖД объемы за прошедший месяц снизились на 20%. В декабре в компании ожидают аналогичного уменьшения. Почти 100%-ная (минус 1 акция) «дочка» монополиста «Первая грузовая компания» (ПГК) еще в октябре сократила перевозки по отношению к сентябрю на 4,5% (до 131,1 млн тонн).Кризис сказывается на всей отрасли, где работает порядка 2 тыс. независимых перевозчиков, с удвоенной силой. Успешность грузоперевозок напрямую связана с динамикой экономических процессов. По железной дороге в России перемещается больше половины всей продукции металлургии, горнодобычи, а также зерна и химикатов. Поэтому рынок уже существенно пострадал из-за падения мирового спроса на эти товары. Выручка всех перевозчиков по итогам года окажется ниже ожиданий. В частности, РЖД может недосчитаться 50 млрд рублей (из запланированных 1 трлн рублей).В этой ситуации между операторами ужесточилась борьба за грузоотправителей. Реально заинтересовать своими услугами их можно только за счет снижения своих цен по сравнению с другими перевозчикам. Вот только открытый и регулируемый государством тарифный план существует лишь для РЖД. Но был закрыт даже у «дочки» монополии — ПГК. Кстати, ФАС требовала от нее сохранять для всех пользователей тарифные ставки, установленные для РЖД. Но дискуссии растянулись до августа, а все это время ПГК перевозила продукцию на основании договоров, заключаемых с учетом конкретных обстоятельств заказа: дальности, маршрута, типа используемых вагонов, мест погрузки.Ситуация запутана относительно цен всех независимых операторов. Чтобы заказчик мог сделать лучший выбор, ему надо заранее сравнить цены. А это практически невозможно – точная стоимость определяется уже в процессе переговоров. Хотя на сайтах некоторых перевозчиков можно найти прайс-листы и калькуляторы, расчеты будут условными. Тарифицируется любая дополнительная услуга или лишние полкилометра сверх нормативных. Например, «Восток Транспорт» предлагает перевезти 50 тыс. кг негабаритного груза из Москвы в Екатеринбург за 481,2 тыс. рублей. А у «Грузовозофф» уже другой калькулятор, для которого требуется ввести точные данные по длине, ширине, высоте груза. Для онлайн-расчета у «Желдорэкспедиции» также требуется дополнительная информации, специфика которой способна только запутать заказчика. В конце концов, в результате общения с менеджером цена на перевозку груза может серьезно повыситься против рассчитанной самостоятельно.И вот в конце ноября «Первая грузовая компания» объявила об открытии своих тарифов на перевозку цемента, а также их снижении на 30%. Гендиректор ПГК Салман Бабаев отрицает, что это было сделано под давлением ФАС. И говорит о социальной значимости шага: в условиях кризиса ПГК обязано делать все возможное для ослабления давление на производителей. Но, странное совпадение, как раз в августе компания сообщила о намерении открыть тарифы в октябре-ноябре.Так, если исходить из дальности среднего для ПГК прогона в 700–800 км, транспортная составляющая в конечной цене цемента сократится с 14% до 11%. А с 1 декабря раскрыты тарифы на перевозку минеральных удобрений и строительных грузов в хоппер-минераловозах. По словам Салмана Бабаева, в среднем новые ставки будут на 2% ниже тарифов Прейскуранта 10-01 (основополагающий для РЖД документ, в котором подробно расписано, как и из чего складывается тариф на ту или иную перевозку). ПГК намерена продолжить подобную практику и для других видов грузов.Возможности минимизации собственных издержек у операторов, пользующихся инфраструктурой РЖД, ограничены. Это можно сделать за счет увеличения объемов перевозок, то есть экономии на эффекте масштаба. Но в сложившейся ситуации это маловероятно. Поэтому игроки рынка заговорили об оптимизации издержек у клиентов. «Прогнозируемость тарифов выгодна потребителям, — говорит аналитик «Капиталъ» Иван Завадский. — Если раньше из-за неопределенности клиенты не могли заранее предположить, смогут ли воспользоваться услугами ПГК, то теперь они будут планировать свои затраты на перевозки и варьировать, рассчитывать финансовые потоки». Таким образом, ПГК стимулирует спрос на услуги, и при этом сокращает сроки переговорного процесса на стадии заключения договоров.Теги: Первая грузовая компания | РЖД | транспорт