Рубрики
Статьи

«Viberi» В балете только девушки

«Viberi» В балете только девушки
«Viberi» В балете только девушкиБорис Эйфман — хореограф культовый. О его постановки сломалось перо не одного балетного критика. Он все время выходит за грани «просто танца», «просто движения», «просто искусства». Его балеты — «Мастер и Маргарита», «Карамазовы», «Русский Гамлет» — поиск новой формы, которая могла бы выразить глубокое, философское содержание. «Кто есть кто» на этом фоне несколько выбивается из общего ряда балетов в стиле высокой трагедии.
…Соединение классических па с элементами акробатики и степа. Рахманинов вперемешку с Дюком Эллингтоном. Фарсовая история с переодеваниями и погонями, помноженная на трагические судьбы русской эмиграции XX века. Постановка «Кто есть кто» повествует о судьбе двух эмигрантов — артистов Мариинского театра, которых водоворот истории подхватил и вынес в районе Америки 20-х годов. Новый Cвет дает возможность начать новую жизнь: погоня за счастьем, страстное желание творческой реализации и — главное — мучительная адаптация в непривычных условиях: только время разберет, «кто есть кто» в этой игре.
Доамериканское прошлое героев Борис Эйфман оставляет за кадром. Уже не важно, кто и как, сойдя на берег, оказался в этой пестрой толпе чемоданов, саквояжей, «корзинок, картинок, картонок». Хореографу удается передать другое: смятение людей, оказавшихся перед неизвестностью. Их движения то судорожны, суетливы, то вдруг замирают они от нерешительности, не зная, куда идти и как ступать по чужой земле…
Наши герои — Алекс (Алексей Турко) и Макс (Игорь Седько) — прибыли тем же пароходом. Они молоды, талантливы, полны амбиций и планов. Первоначальным иллюзиям суждено рассеяться в сцене «Биржа труда» — гротескной миниатюре, поставленной Борисом Эйфманом на музыку Дэйва Брубека. Спрос рождает предложение: белый лебедь, Одетта, превращается в изрядно потрепанную леди декаданса, черный лебедь, Одилия, танцует стриптиз, а поэтический Пьеро переквалифицировался в шута. Небольшая сценка — любопытная находка постановщика: шаржевыми штрихами он успевает наметить характеры, используя танцевальные стили вместо разноцветных мелков.
Дальше будут погони, драки, переодевания, влюбленности, неразберихи, разоблачения… Хореограф, обозначивший спектакль как балет-мюзикл, в общем-то выдерживает каноны музыкального жанра. «Кто есть кто» — почти бродвейское шоу или… пародия на него. К тому же сюжет все чаще обретает знакомые черты. Наши герои облачаются в женское платье, приглаживают парики, осваивают премудрость хождения на каблуках и… получают работу в шоу. Впрочем, Борис Эйфман и не скрывает, что сюжетная линия балета навеяна фильмом «В джазе только девушки» — его давней кинолюбовью.
Джаз пронизывает весь спектакль: мелодии Дюка Эллингтона, Скотта Джоплина, Кола Симха сменяют друг друга в каждой сцене, коих в балете 26. Лирические моменты автор ассоциирует с музыкой Сергея Рахманинова. Так, даже излишне трогательна сцена «Разные судьбы», поставленная на «Вокализ, ор. 34»: драматизм прощания двух друзей, жизнь которых расходится в разные стороны, ощущается кожей. А вот в эпизоде «Обретенное счастье» — воссоединении Алекса с Линн (Вера Арбузова) — «влюбленные» почему-то не поспели за стремительной второй частью знаменитого Второго фортепианного концерта: Рахманинов оказался и порывистей, и эмоциональней, и чувственней…
Откроем секрет. Изначально спектакль задумывался совсем по-другому — как постановка по мотивам произведений Скотта Фицджеральда и еще один трагико-философский спектакль в репертуаре театра. Но трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне заставили хореографа отказаться от своих планов: он предпочел поставить спектакль, который бы нес в себе позитивный заряд. «Кто есть кто» не пробирает до костей, как «Русский Гамлет», не сводит с ума, как «Красная Жизель», не разверзает бездну проклятых вопросов, как «Карамазовы». Возможно, он несколько слабее предыдущих детищ хореографа. В нем мало драматизма, да и изящная легкость, искристая джазовость даются Эйфману не всегда. Но в балете, поставленном прежде всего на американского зрителя есть одна важная мысль. «Когда я ставил «Красную Жизель», — признался Борис Эйфман, — я думал о том таланте, уме, красоте, которые Россия потеряла. В спектакле «Кто есть кто» я размышляю о том интеллекте, той культуре, которые мир приобрел благодаря русской эмиграции. Да, мы потеряли, но вместе с тем подарили миру так много! Я думаю, он это знает и благодарен нам»…