Рубрики
Статьи

«Viberi» «Союз» России и Европы

«Viberi» «Союз» России и Европы
«Viberi» «Союз» России и ЕвропыФранцузский премьер Жан-Пьер Раффарен и заместитель председателя правительства РФ Борис Алешин подписали соглашение о запусках ракет-носителей «Союз» с космодрома Куру, принадлежащего Европейскому космическому агентству (ESA). Старты оснащенных телекоммуникационными спутниками «Зенитов» с острова во Французской Гвиане будут ежегодно приносить России до 200 млн евро. Это неплохой «довесок» к тем 7 млрд евро, которые ЕС, по словам Филиппа Бюскена, отвечающего за исследования в Европейской комиссии, ежегодно тратит на развитие программ в области науки и техники, связанных с Россией.
Когда говорят пушки. Энергичное развитие отношений между Европой и Россией резко контрастирует с упадком, в который пришло интеллектуальное партнерство последней с США. Нетрудно проследить, как угасали мирные российско-американские проекты, в частности Международной космической станции (МКС), по мере увеличения Америкой своих военных расходов. Исполнительный вице-президент Boeing Лоретт Кельнер сообщила журналу «Выбери!by», что за последние десять лет компания вложила в Россию $1,3 млрд. Для сравнения: ведущий европейский аэрокосмический партнер России концерн EADS, по словам пресс-менеджера московского офиса Airbus Александра Бочарова, за тот же период инвестировал в российскую промышленность лишь 800 млн евро.
Однако с началом войны в Ираке ситуация ощутимо изменилась, и не в пользу США. Американцы практически остановили финансирование МКС, почти десять лет являвшейся основным объектом сотрудничества с Россией и уже поглотившей около $20 млрд. Продолжать оплачивать возведение орбитального отеля NASA из-за бюджетных ограничений больше не желает. В итоге орбитальный комплекс целиком «повис» на балансе Росавиакосмоса, который строит космические корабли для МКС на средства российских налогоплательщиков. Единственной отдушиной остается российско-американский проект Sea Launсh по запуску спутников с тихоокеанской плавучей платформы, коммерческие перспективы которого, впрочем, остаются неясными. Некогда впечатляющая аэрокосмическая дружба двух бывших противников по «холодной войне» свелась к поставкам американских лайнеров российским авиакомпаниям, закупкам нашего титана и работе небольшого инженерного центра Boeing в Москве.
Окно в Европу. Куда больший динамизм на фоне этого застоя демонстрирует научно-техническое сотрудничество России с ЕС, охватывающее не только авиацию, космос, но и здравоохранение, биотехнологии, исследования в области планетарного климата. Высокотехнологичное взаимодействие с не озабоченной глобальными амбициями Европой приносит России большие дивиденды по сравнению с завязшими в песках Ирака американцами. Только оборот совместных программ Росавиакосмоса и европейского концерна EADS в ближайшие десять лет оценивается в 2,1 млрд евро. Это заказы, которые промышленность ЕС будет давать российским предприятиям, совместные научно-исследовательские работы, закупка материалов.
В частности, речь идет о проектах строительства гигантского аэробуса А-380 и перспективного военного транспортного самолета НАТО А-400М. Недавно НПО «Гидромаш» получило предложение разработать шасси для «воздушного грузовика». Правда, как сообщил журналу «Выбери!by» Александр Бочаров, Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) Минобороны России пока не одобрил работы по этому проекту. Военные опасаются утечки оборонных технологий и того, что А-400М составит конкуренцию новейшим российским транспортным машинам Ил-76МФ и Ан-70. Серьезное сопротивление вызывает у отечественного авиапрома и агрессивная политика Airbus и Boeing по продвижению своих крылатых изделий на российский рынок.
В то же время сотрудничество в области космоса, которое Филипп Бюскен причислил к «стратегически значимым» для взаимоотношений России и ЕС, находит исключительно благожелательное отношение у наших промышленников. И это вполне объяснимо. Взять хотя бы космодром в Куру, строительство которого начнется в 2005 году. России, по оценкам Росавиакосмоса, там «светит» пакет заказов на четыре-пять запусков в год. Возможность осуществлять запуски практически с экватора позволяет увеличить доставляемую «Союзами» полезную нагрузку на орбиту с 1,5 до 4 тонн. Причем оплачивать строительство нового космодрома будут страны — участницы Европейского космического агентства. Весь проект обойдется ESA в 314 млн евро, из которых 193 млн пойдет на создание инфраструктуры на острове Куру во Французской Гвиане. Южноамериканский дебют «Союза» намечен на декабрь 2006 года. l