«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом МальцевымНА ФОНДОВОМ РЫНКЕ БУДУТ РЕАЛИЗОВАНЫ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ ОЦЕНИВАЮТ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕОДНОЗНАЧНО
Биржи собираются продлить продолжительность торговой сессии – предположительно на час. Как известно, почти год назад ФСФР изменила регулирование, после чего ММВБ и РТС сократили торги. Предварительно НАУФОР опрашивала брокеров, и большинство поддержали инициативу. С их точки зрения должна была снизиться нагрузка на бэк-офисы, до позднего вечера обрабатывающие документы и готовящие клиентскую и собственную отчетности. А для регулятора, как рассказывал прежний замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов, это была еще и попытка стимулировать развитие альтернативных вариантов биржевой торговли. Дело в том, что площадкам предписано в 18.00 проводить клиринг, то есть взаимозачет обязательств игроков по заключенным сделкам. Ничто не мешает затем возобновить торговлю – только с расчетами на следующий день. Можно было бы проводить операции на условиях T+1. Скажем, сегодня вечером брокер заключает сделку купли-продажи, а завтра должен перечислить деньги для оплаты и тогда же получить пакет. А что в итоге?
Пока что ММВБ сохранит преддепонирование активов, увеличив время торгов. Иными словами, чтобы участвовать в вечерней дополнительной сессии, придется «замораживать» деньги и ценные бумаги на сутки – ждать расчетов по итогам следующей дневной сессии. По сравнению с прежним порядком этот вариант не дает ничего, кроме неудобств. По-моему, тогда уж логичнее вообще отменить обязательный клиринг (убедив в этом руководителя ФСФР Владимира Миловидова) и вернуться к старой схеме.
Другой проект – прямой допуск иностранных ценных бумаг на внутренний фондовый рынок. Напомню, что речь идет уже не о российских депозитарных расписках (РДР). «Билет» в Россию могут получить «оригинальные» акции и облигации зарубежных эмитентов. Говорят, идея эта родилась в Минфине, откуда была спущена ФСФР. Законодательные изменения позволят упростить схему инвестирования средств госфондов в иностранные активы, снизив риски. Права собственности на ценные бумаги будут учитываться в российских депозитариях, а те откроют счета номинального держания за рубежом. Поэтому, скажем, по решению суда пакеты можно будет арестовать только на российской территории – с номинальных держателей взятки гладки. Но любопытно вот что. Прямой допуск иностранных ценных бумаг практикуется прежде всего в государствах с близкими законодательными требованиями. Чего не скажешь о российском рынке, если сравнить его с американским или европейским. Здесь масса противоречий – от требований к раскрытию информации до процедур корпоративного управления. Механизм депозитарных расписок, широко распространенный в мире, как раз изобретен, чтобы разрешить конфликт между разными правовыми системами. Эмитент «оригинальных» ценных бумаг остается в своем правовом поле, депозитарий, выпускающий расписки, – в своем, детали оговариваются в договоре между ними. Если удастся разрешить неувязки без применения такой схемы, это будет наше ноу-хау.
Рубрики