Рубрики
Статьи

«Viberi» Работа по проводам

«Viberi» Работа по проводам
«Viberi» Работа по проводамНа российском рынке нет недостатка в системах автоматизации банковской деятельности. Широко представлены решения, облегчающие работу клиентских подразделений, системы сопряжения с карточным процессингом, банкоматами и торговыми терминалами. Можно вспомнить, что кредитные учреждения по-прежнему заинтересованы в создании хранилищ данных – накопление финансовой информации происходит лавинообразно.
Банки активно занимаются вопросами оптимизации своей управленческой деятельности, контроля над расходами и доходами, поэтому интересуются системами бюджетного планирования, управленческого учета, повышения эффективности, управления рисками, скорингом. «На рынке появляется все больше интеграционных решений на базе мощных информационных платформ. Ключевая характеристика кредитно-финансового сектора – укрупнение банков, требующее внедрения надежного информационно-технологического обеспечения. В соответствии с этим сейчас происходит качественный и количественный рост IT-рынка: системы становятся сложнее, намного более производительными, комплексными, более гибкими», – говорит Андрей Фомичев, директор дирекции по работе с финансовыми институтами Центра финансовых технологий.
Схема формы. В настоящий момент можно говорить о начале тренда перехода банков на АБС (автоматизированные банковские системы) с сервисно-ориентированной архитектурой взаимодействия приложений, позволяющей быстро «конструировать» и перестраивать сквозные бизнес-процессы. Соответственно, улучшается взаимодействие обеспечивающих их автоматизированных систем. Выход финансовых организаций на массовый рынок – основной драйвер, определяющий развитие сектора. Они уже ведут агрессивную конкуренцию за массового потребителя. Ужесточаются правила игры: появилось требование раскрывать эффективную процентную ставку, растут риски и стоимость привлечения средств. Для успеха на массовом рынке необходимо, во-первых, находиться максимально близко к клиенту, то есть обладать широкой сетью филиалов и представительств, как правило, образованную из большого количества ранее независимых региональных финансовых организаций со своим парком информационных систем. Во-вторых, уметь выводить на рынок, причем не в одном филиале, а по всем регионам присутствия, новые сложные услуги по конкурентоспособной цене и в сжатые сроки.
Разнообразие информационных систем, помноженное на «зоопарк» однотипных решений, используемых различными филиалами, резко усложняет задачу обеспечения взаимодействия в режиме онлайн, что необходимо для организации сквозных бизнес-процессов предоставления услуг. При использовании традиционного подхода, временные и финансовые затраты на интеграцию сказываются на себестоимости ее предоставления и сроках вывода на рынок. В результате возможность гибкой интеграции информационных систем становится одним из ключевых конкурентных преимуществ.
Оптимальный подход к решению задачи – переход на SOA-архитектуру. Она, в отличие от многих традиционных моделей, нацелена на поддержку не программы, а процесса. В сервисно-ориентированной архитектуре изначально заложена возможность гибкого изменения и развития IT-подсистем банка и связей между ними, а главное – самих бизнеспроцессов, работающих на основе этих подсистем. Обеспечив себе такие возможности, банк сможет рассчитывать на стабильную работу IT-инфраструктуры, следовательно, и на устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.
Долгосрочная стратегия. Одно из ключевых требований к АБС – способность адекватно отвечать выбранной стратегии развития на ближайшие 5–6 лет. Неплохой вариант – централизованная, высокопроизводительная АБС, имеющая модульную открытую архитектуру, удобные средства для разработки и настройки новых банковских продуктов. «Резкое увеличение объемов обрабатываемой информации привело к ужесточению требований банков к централизованным системам учета. Сегодня у крупнейших российских банков появилась потребность в обработке в рамках единой централизованной системы сотен тысяч документов, в обслуживании миллионов счетов при тысяче пользователейв сотнях филиалах», – размышляет Андрей Фомичев.
Запросы банков трансформируются под влиянием изменений на рынке банковских услуг и смещения акцентов в сторону массового рынка и предоставления новых финансовых услуг. Применительно к АБС это выражается в необходимости увеличения производительности систем, поскольку резко возросло количество транзакций и возможности их онлайн-интеграции с другими информационными системами банка. «Важен вопрос обеспечения удаленного или терминального доступа к АБС, поскольку развитие розничного бизнеса невозможно без обширной сети филиалов и отделений», – говорит Руслан Демидов, директор центра интеграции приложений BCC Company.
Запрос без потребности. Банк-заказчик редко четко формулирует свои требования. «Если говорить о крупных коммерческих и государственных банках, то первоначальные требования от последующих отличаются очень сильно – от 30 до 50% требуемых доработок осуществляется сверх оговоренного вначале списка», – рассказывает Юрий Терехин, директор департамента финансовых институтов компании «Форс – Центр разработки». По его мнению, тому есть четыре причины. Во-первых, специалисты банка не всегда прорабатывают проект как следует: фиксируются только требования верхнего уровня, но не производится их декомпозиция на более детальные с учетом того, как все запросы вписываются во внутрибанковскую технологическую среду. «Заранее не определяется, из каких источников получать данные для системы, в каком они виде и состоянии. Не исследуется вопрос, к каким дополнительным требованиям с точки зрения функциональности системы это может привести», – говорит Юрий Терехин. Порой при внедрении в банках систем, осуществляющих обработку уже существующих первичных данных по сделкам, оказывается, что необходимая для работы информация либо отсутствует, либо находится в разрозненном виде. Возможны варианты, когда в данных много «мусора», и они требуют предварительной очистки, либо реализовать интерфейс к нужным источникам данных невозможно по соображениям безопасности. В результате приходится модифицировать систему с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
Во-вторых, негативное воздействие оказывает недостаточное знание банком возможностей системы до начала проекта. Представители банка при проектировании потребностей на функциональность системы зачастую исходят из весьма приближенных представлений о ее реальных возможностях, сформированных после нескольких демонстраций. В результате заказчик требует от системы не то, что ему нужно на самом деле. Подобные ситуации часты при внедрении готовых систем – IT-компании стараются преувеличить возможности своего продукта, чтобы заключить контракт, а представители банки не уделяют должного внимания детальному знакомству с предлагаемым IT-решением. Например, при внедрениях систем отчетности для Центробанка зачастую оказывается, что клиент хотел получить полностью автоматизированное решение «под ключ», которое собирает необходимые данные и выдает полный набор отчетности ЦБ РФ, в то время как IT-компании предлагают системы, требующие дополнительного ручного ввода информации и окончательной «доводки» отчетов в Excel.
В-третьих, сказывается недостаточное знание компанией-поставщиком технологий работы, принятых в банке. На этапе первоначальной проработки проекта до его старта порой трудно получить исчерпывающую информацию, поскольку это требует со стороны банка как значительных временных и людских затрат, так и раскрытия конфиденциальной информации. Да и сама компания-поставщик зачастую не готова к издержкам, связанным с проведением анализа данных до начала проекта, не имея гарантий будущих денежных поступлений. В результате представления поставщика о технологиях банка не соответствуют действительности и приходится серьезно дорабатывать систему.
Другой пример: модуль «касса», разработанный для корпоративных банков, был внедрен в крупном банке, ориентированном на розницу. Финансовая организация удовлетворилась функциональностью решения, а вот скорость обслуживания клиентов с помощью этого модуля была крайне низкой. Пришлось доработать технологию работы с модулем, ввести новые роли, сделать специальные экраны, чтобы реализовать регламент банка и добиться нужных временных характеристик.
В-четвертых, банк зачастую хочет получить больше, чем предполагалось изначально. «По мере ознакомления с функциональными возможностями системы и их успешного внедрения банк начинает осознавать, что мог бы перестроить часть своих регламентов так, чтобы повысить эффективность бизнеса. В результате система дорабатывается, чтобы поддержать обновленные регламенты», – говорит Юрий Терехин. Эти требования возникают уже в процессе внедрения системы, но банк тем или иным образом заставляет поставщика решения реализовать их. Например, перевод банковского документооборота с бумажной на электронную основу. При реализации выясняется, что бизнес-процессы для бумажного документооборота могут быть значительно усовершенствованы в применении их к электронным документам. После изменений, с началом опытной эксплуатации вместе с новыми возможностями обнаруживаются различные неудобства. Происходит очередная доработка системы.
Противостояние. Подавляющее число российских банков использует АБС от отечественных поставщиков. Тем не менее западные разработчики ПО проявляют серьезный интерес к этому рынку. Он объясняется стремительным развитием банковского бизнеса. «Приход на российский рынок автоматизации финансовых услуг крупнейших западных поставщиков, с одной стороны, является важным показателем его развития, с другой – говорит об ужесточении конкуренции и новых правилах игры», – размышляет Андрей Фомичев. Слабым местом иностранных систем остается их недостаточное соответствие нюансам российского законодательства. Отечественные разработки в большинстве своем «подтянулись» по таким важнейшим параметрам, как производительность, масштабируемость и функциональность.
КЛАССИФИКАЦИЯ: Виды систем для банковБанковские системы классифицируются по разным принципам:
назначение – автоматизация различных бизнес-направлений;
тип – фронт-офисные и бэк-офисные решения;
особенности архитектуры – централизованная или модульная;
размер банка-клиента – малый, средний или крупный. По сегменту рынка, в который входит кредитное учреждение, определяются его типичные бизнес-потребности, возможности, общие принципы работы и, в конце концов, IT-стратегия.
АРХИТЕКТУРА: Ориентация на сервисВсе больше организаций, в том числе кредитных учреждений, переходят на SOA-архитектуру.
SOA, или service-oriented architecture, – это принцип организации IT-архитектуры и бизнес-функциональностей. Приложения выстраиваются не за счет создания новых сервисов, а глубокой интеграции имеющихся. Соответственно, все компоненты такой архитектуры можно разделить на три типа: поставщик, потребитель и реестр сервисов. При таком подходе к построению IT-инфраструктуры решение бизнес-задач требует меньших инвестиций и времени. Теряет значение язык программирования или программная платформа. Из разнородности компонентов вытекает основная проблема SOA – управление защитой информации.