Рубрики
Статьи

«Viberi» Антикризисный вексель

«Viberi» Антикризисный вексель
«Viberi» Антикризисный вексельНачавшийся в прошлом году кризис ликвидности ощутимее всего ударил по сектору корпоративных облигаций. По данным Центробанка, в 2007­м их обращалось на сумму 1,26 трлн рублей. А почти все размещения пришлись на первые 9 месяцев года. Не будь кризиса, отмечают в агентстве Cbonds, рынок мог бы увеличиться до 1,5 трлн рублей.
Зато проблемы практически не затронули отечественный рынок векселей – в отличие от аналогичного рынка США, где с лета 2007 года спрос на корпоративные векселя попросту исчез (чуть ли не половина из них на сумму более $1 трлн была обеспечена ипотечными кредитами). По данным Центробанка, на 1 ноября 2007 года только банковских векселей обращалось на 678,6 млрд рублей. По оценке Ассоциации участников вексельного рынка, всего на конец года рынок мог аккумулировать более 1 трлн рублей. Суммарный объем размещенных корпоративных векселей по сравнению с 2006 годом вырос на 18% – до 30,5? млрд рублей.
Вместо денег. В 2006 году российские компании (без учета банков) разместили векселей на 25,9 млрд рублей (рост на 31%). Восходящий тренд сохранился и в 2007 году. «Статистики по векселям практически нет, это нерегулируемый рынок, и большинство сделок проходит вне известных площадок, – поясняет Михаил Зак, начальник аналитического управления «Велес Капитала», одного их крупнейших операторов сектора. – Осенью вексельный рынок не просто жил, а весьма неплохо развивался, и его обороты значительно превосходили облигационный сегмент».
Так получилось потому, предполагает начальник управления аналитических исследований ГК «Регион» Константин Комиссаров, что часть средних инвесторов перешла с «удлиненных» облигационных займов на краткосрочные вексельные. Вполне возможно, что этот процесс еще не закончен. По мнению заместителя гендиректора Cbonds Канра Лиджиева, к весне к векселям и кредитам обратятся компании третьего эшелона. Им понадобится примерно полгода, чтобы переориентироваться на новый для них финансовый механизм.
Иными словами, вексель на время перестанет быть преимущественно межбанковским инструментом: по некоторым оценкам, до кризиса более 80% участников сектора были представителями финансовой сферы. «В последние годы векселя превратились в большей степени в инструмент расчетов, в то время как облигации – средство привлечения инвестиций, – говорит аналитик «Антанты Пио­глобал» Максим Осадчий. – Но на время кризиса операции по корпоративным облигациям оказались заморожены. Однако организации не могли остановить свою деятельность. Не исключено, что частично финансовые потоки были переведены в векселя».
Подобное оживление всегда происходит в момент финансовых кризисов. Достаточно вспомнить начало 1990-х годов, когда эти бумаги были самым удобным средством платежей и взаиморасчетов, применялись для оптимизации налогообложения и снижения отчислений в фонд обязательных резервов. По сути, в сложные для экономики моменты векселя становятся заместителями реальных денег во взаимоотношениях предприятий и организаций.
По интересам. Удар по облигационному рынку оказался болезненным в силу происхождения обращающихся в этом секторе средств. За несколько последних лет на долговом рынке произошла выраженная фрагментация эмитентов и инвесторов. «В сегмент облигаций, как правило, выходят корпоративные заемщики, а векселя как средство взаиморасчетов больше интересуют банки», – говорит Михаил Зак.
Если рассуждать о базе инвесторов, то облигационный рынок в первую очередь формируют институционалы – крупные иностранные и российские компании и банки. В секторе векселей список значительно шире по количеству, но инвесторы способны вкладывать меньше средств. В результате сами займы меньше. Канр Лиджиев указывает примерный порог: 500 млн рублей на вексельном рынке – уже очень большая программа. В то же время на облигационном рынке средний размер эмиссии по итогам 2007 года составлял 1,5 млрд рублей.
Значительные объемы «длинных» денег для рублевых облигационных займов в основном привлекаются с заграничных рынков долгового капитала. А они начали испытывать проблемы с ликвидностью чуть ли не с января 2007 года. Начальник отдела анализа и оценки Балтийского финансового агентства Олег Гредиль указывает, что векселя, напротив, довольно слабо привязаны к внешним инвестициям и российскому валютному рынку: для финансирования таких программ достаточно рублевой наличности внутреннего рынка. «Зачастую инвесторы приобретают векселя на собственные средства, редко прибегая к займам, что является обычной практикой при покупке облигаций», – говорит Олег Гредиль.
Жертва имиджа. У эмитентов, предпочитающих облигации и ориентирующихся на векселя, разные цели. Вице-президент брокера «Центринвест секьюритиз» Андрей Гардт считает, что многие игроки отошли от векселей под влиянием имиджевой составляющей: в последнее время она стала одним из важнейших факторов эффективности бизнеса. Теперь в моде способы заимствований, создающие безупречную публичную кредитную историю: синдицированные займы в банках, возможность выпуска облигаций и евробондов. Все это – этапы на пути к IPO. «И хотя векселя являются самым первым шагом к публичности в плане корпоративного финансирования, их репутация из-за применения в «серых» схемах в 1990?х годах сильно подпорчена – они не соответствуют понятию чистоты имиджа», – отмечает начальник департамента долгового финансирования ФК «Русский инвестиционный клуб» Руслан Измайлов.
Эксперт уверен: как только кризис ликвидности «закончится», отношение эмитентов к различным инструментам вернется на свои места. «Облигации компаний первого эшелона достаточно ликвидны и сейчас, в любой момент можно «зайти» в бумагу и выйти без потери денег и даже с заработком, – рассуждает Руслан Измайлов. – Облигации привлекательны тем, что цены устанавливаются на бирже, в отличие от векселей, которые являются внебиржевым инструментом и потому неудобны с точки зрения определения спроса и предложения».
Немаловажной оказывается степень риска. «Векселя имеют бумажную форму, их легко подделать, они должны быть подписаны в специальной форме, ими надо физически торговать – возить куда-то, – говорит аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. – Облигация же бездокументарна, с ней работают независимые депозитарии, и риск криминала гораздо меньше». Кроме того, с точки зрения преддефолтной ситуации вексель сам по себе не денежное обязательство, а переуступка права долгов, так что в отношении этого вида ценной бумаги существует отдельное законодательство и своя, не самая простая специфика, добавляет Руслан Измайлов.
Доход превыше рисков. Несмотря на неважную репутацию и риски, у векселя остается достаточно приверженцев. Эмитентов привлекает легкость оформления выпуска векселей, а инвесторов – краткосрочность и приличная доходность. Вексель, не являясь эмиссионной ценной бумагой, не требует согласований и регистраций, например в ФСФР. Также не нужно платить налог на операции с ценными бумагами и комиссионное вознаграждение депозитарию и бирже.
В проведенном ГК «Регион» сравнительном анализе доходности компаний, выпускавших оба вида ценных бумаг, видно, что у многих эмитентов на август 2007 года доходность по векселям была в среднем на 100 базовых пунктов выше, чем по корпоративным облигациям.
Некоторые отошедшие от векселей эмитенты вновь начинают интересоваться этой бумагой. «Пока трудно сказать, возрастает ли количество таких компаний, но в самый разгар кризиса к нам обратился крупный клиент, готовый выйти на вексельный рынок, хотя у него в портфеле уже есть облигационные займы на несколько миллиардов рублей», – рассказывает Михаил Зак. Примеру этого эмитента могут последовать другие. Рынок рублевого долга продолжает трясти, так что компании будут искать самые удобные способы работы с инвестициями.
Александр Малис, вице-президент «Корбины Телеком»:– Векселя могут быть вполне удобным способом получения относительно «коротких» денег. «Корбина Телеком» обратилась к этому типу ценных бумаг, когда в 2005 году запустила проект «Домашний интернет». На тот момент компания не успела подготовиться к привлечению финансирования. Получение денег при помощи облигаций или кредита не годилось, так как потребовало бы гораздо больше времени, чем ушло на выпуск векселей. К тому же во втором случае почти всегда нужен залог. По затраченному времени для компании вексель оказался самым удобным инструментом – нужная сумма без проблем с залогом была получена за неделю.
Анатолий Чеблоков, начальник отдела долговых обязательств управления ценных бумаг Банка проектного финансирования:– Поскольку вексель является ценной бумагой, позволяющей осуществлять расчеты, он интересен всем категориям клиентов: и инвесткомпаниям, и клиентам, не связанным с рынком ценных бумаг. В нашем банке вексельная программа БПФ существует с конца 2003 года. Ее выгода в том, что банк привлекает инвестиции, охватывая весь спектр потенциальных покупателей и тем самым формируя первоначальную базу инвесторов, готовых сотрудничать с банком на постоянной основе. Следующий этап: создается вторичный рынок собственных ценных бумаг, что является предпосылкой для выпуска облигаций и акций банка как в России, так и за рубежом.
Ирина Илларионова,? руководитель функционального направления инвестиционной деятельности НПФ электроэнергетики:– Год назад негосударственным пенсионным фондам (НПФ) запретили размещать пенсионные резервы в векселя. С одной стороны, с введением запрета ФСФР усиливает контроль за инвестиционной деятельностью НПФ. Но с другой – портфели негосударственных фондов станут менее эффективными. Ведь вексель – инструмент с фиксированной доходностью, защищающий пенсионные резервы от колебаний на фондовом рынке. Более того, в силу простоты оформления и мизерных издержек, вексель имеет возможность показывать доходность выше доходности по облигационным займам или паям закрытых паевых инвестиционных фондов.
Михаил Шмелев, начальник отдела по работе с открытыми финансовыми рынками компании «Обувь России»:– Вексельная программа стала для компании оптимальным решением, учитывая специфику розничной торговли. Наши магазины находятся на арендованных площадях и не имеют твердых залогов. Основную часть активов формируют товарные запасы, что не всегда приемлемо для банков. Когда для текущей деятельности и расширения торговой сети компании перестало хватать банковских ресурсов, мы прибегли к векселям со сроком обращения от 4 до 6 месяцев. Товарные запасы делают два оборота в год, и векселя с таким же сроком обращения стали инструментом, попавшим в наш финансовый цикл. Несмотря на кризис на рынке первичных размещений долговых инструментов, мы не намерены уходить с этого рынка в 2008 году.