Рубрики
Статьи

«Viberi» Пропасть между IT и бизнесом

«Viberi» Пропасть между IT и бизнесом
«Viberi» Пропасть между IT и бизнесомСуществует ряд примеров неэффективности работы информационных систем. Задумываясь об автоматизации, заказчик должен сформулировать для себя, какие производственные показатели изменятся в лучшую сторону после внедрения IT. Распространенная ситуация: руководство компании решило автоматизировать определенный наборВ бизнес-процессов. Выбрали и внедрили программное решение с подходящим функционалом, тем не менее ни один производственный показатель не улучшился: ни выручка, ни трудозатраты. Формально проект удался. Спрашивается, зачем тратились деньги на автоматизацию? Слон или кит. Проблема в том, что между реальными потребностями, В«болевой точкойВ» предприятия, и выбором программного продукта с той или иной функциональностью лежит пропасть. Все чаще вспоминаю ситуацию, которая случилась 15 лет назад. В то время В«ФорсВ» активно продвигал на рынок систему для автоматизации банковской деятельности, и к нам обратились со странным вопросом: В«Есть деньги и желание создать банк, но нет понимания банковской деятельности. Можно ли, внедряя вашу систему, научиться банковскому делу?В» Тогда эта ситуация воспринималась как анекдотическая.Сейчас я понимаю: странно звучит, но в этом подходе был определенный резон. Люди собирались покупать не программы, а бизнес-процессы, знания, заложенные в программе. Им необязательно понимать, как устроена информационная система. Надо думать о соответствии ее функциональных возможностей специфике бизнес-процессов предприятия. А в жизни клиенты выбирают между Oracle и SAP как между двумя программами. Такой выбор напоминает мне детский вопрос из В«Кондуита и ШвамбранииВ» В«Если слон, да на кита, то кто кого поборет?В».Другой характерный пример из практики в области IT-консалтинга. Около 10 лет назад мы внедряли биллинговую систему у крупного телекоммуникационного оператора. Проект шел ни шатко ни валко, наконец заказчик спросил: В«Как же так, ведь когда яВ покупаю телевизор, я не интересуюсь, как он работает? Почему же я должен вникать в особенности работы системы?В» Такой подход ошибочен, ведь телевизор покупается не для того, чтобы его включать-выключать, а смотреть программы, например футбол. Если матчи не транслируются, то телевизор не поможет, как бы он ни был хорош. Телевизор – только инструмент. Задача – получить возможность регулярного просмотра футбольных матчей. Но ее решение грозит затратами и на телевизор, и на спутниковую антенну, и на подключение к оператору. Реально покупается телевизор + контент. Так и с IT. Информационные технологии – это не только программы. Это еще контент, поставляемый самим предприятием (бизнес-процессы и данные). Если с контентом проблема, то программа не поможет. Если в зеркале вы видите не совсем то, что хотели, то вряд ли зеркало в этом виновато. Эффект IT как волшебной палочки, который столь привлекателен для клиентов, возникает крайне редко. Даже несмотря на растущую техническую грамотность. Хотя, по моему мнению, в последние годы со стороны заказчиков значительно возросло понимание роли и задач IT в бизнесе. Оплата по факту. Чтобы повысить долю успешных проектов, можно по-новому подойти к заключению контрактов. Например, у заказчика большие массивы разнородной информации, сложные базы данных. Подрядчик должен наладить эффективное управление ими. В отличие от традиционного подхода, когда оплата производится за выполнение определенного перечня работ, можно предусмотреть оплату по факту повышения производительности на столько-то процентов. Но видел ли кто-нибудь контракт на автоматизацию бизнес-процессов, по условиям которого исполнитель получит оплату, если, например, срок закрытия отчетности за год сократится с трех месяцев до 10В дней, или количество потерянных документов снизится на 90%? Я вЂ“ ни разу за 18 лет работы на рынке. Сегодня конкретные цели пишутся в экономическом обосновании, а не в договоре. Хотя могли бы формулироваться и в нем. Но для начала было бы полезно, чтобы заказчик объяснил подрядчику и прежде всего себе, зачем ему автоматизация. И тогда, не исключено, резко возрастет количество успешных, с точки зрения заказчиков, проектов и доля высокопрофессиональных IT компаний.