Рубрики
Статьи

«Viberi» По сходной цене

«Viberi» По сходной цене
«Viberi» По сходной ценеВ Вы решили начать формирование отчетности по МСФО? Тогда главное для вас – правильно наладить процесс, чтобы не пришлось менять его через год‑полтора. Переход на новые рельсы учета не обойдется без денежных вливаний. В«Составленная по МСФО отчетность не гарантирует притока инвестиций. АВ ее внедрение потребует от компании дополнительных финансовых и трудовых затратВ», – говорит Татьяна Долгополова, ведущий консультант В«ИнталевВ». Ящик Пандоры. Важный момент – перемены в учетной политике. Необходимо максимально сблизить учетные политики по РСБУ и по МСФО. К счастью, российское законодательство постоянно движется в сторону международного, что облегчает работу. Конечно, появится побочный эффект: изменениями вряд ли будут довольны сотрудники бухгалтерии. Но впоследствии этот шаг будет оправдан экономией времени специалистов. В«Если все процедуры МСФО внедрить в российскую отчетность, то трансформация пройдет очень быстро, – делится опытом финансовый директор компании В«Ральф РингерВ» Натела Черкащенко. – Конечно, существуют дополнительные процедуры, требуется инвентаризация. Но, по большому счету, это не мешает формированию РСБУВ».Распространенная ошибка: у редкой компании в момент принятия решения оВ переходе есть собственные специалиВ­сты по МСФО. Поэтому многие идут по пути наименьшего сопротивления – отдают процесс трансформации на аутсорсинг консультантам. Конечно, это проще, чем составлять отчетность собственными силами. Но в результате топ-менеджмент получает, по сути, закрытую информацию: цифры есть, но история их происхождения непонятна, поскольку нет знания стандартов. В«Правильное решение – обучить собственных сотрудников и подготавливать отчетность самостоятельноВ», – предостерегает Татьяна Долгополова. И сразу же рассчитывать на автоматизацию процесса.Представители компаний, не первый год живущих по международным стандартам, советуют нацеливаться на ведение параллельного учета. В«Конечной целью руководства должно быть параллельное ведение отчетности по МСФО, – размышляет Вадим Гущин, директор по финансам и экономике В«Волжского пароходВ­стваВ». – Это высВ­ший пилотажВ». Цена вопроса. Наиболее бюджетный способ – трансформация на аутсорсинге. В среднем, по оценке Татьяны Долгополовой, такая работа обойдется компании вВ 500–700 тыс. рублей и займет 2–3 недели. Если МСФО применяются впервые, то сумма может увеличиться в 4 раза, а срок – до 3–4 месяцев. Главным критерием расходов будет не масштаб бизнеса (объем выручки), а количество операций за период. В«Например, компания с ежемесячным оборотом в 100 млн рублей и отразившая в учете 1 тыс. операций в месяц сможет трансформировать отчетность дешевле, нежели компания, имеющая оборот 5 млн рублей и 10–15 тыс. операцийВ», – объясняет Татьяна Долгополова. При составлении первой отчетности по международным стандартам необходимо четко определить дату перехода на МСФО и отчетную дату. В соответствии со стандартом IFRSВ 1, документ за год подготавливается в сравнении с предыдущим периодом. То есть трансформации подвергнутся данные за последние два года. В«Для компании, составляющей свою первую отчетность по МСФО за год, заканчивающийся 31В декабря 2007В года, датой перехода на МСФО будет 1 января 2006‑го, – поясняет ведущий аудитор компании В«Гориславцев и К.В» НаВ­талья Королькевич. – Начало первого сравнительного периода – 1 января 2006 года, начало первого отчетного периода – 1В января 2007 года. Отчетной датой будет 31 декабря 2007В годаВ». Некоторые компании, начав подготовку отчетности по МСФО, трансформируют данные не за два последних года, аВ за 3–5 предыдущих лет. Это позволяет в сравнении получить более объективную информацию о динамике бизнеса. Организацию учета по МСФО собственными силами придется начать с обучения сотрудников. Подготовка одного бухгалтера к экзамену на получение степени DipIFR обойдется от 20 тыс. рублей в аудиторской компании В«средней рукиВ» до 70–80В тыс. рублей в В«Большой четверкеВ». Можно пройти курс в таких учебных заведениях, как МГУ или ВШЭ. Отдельно придется потратиться на учебные пособия, аВ также заплатить за возможность сдать экзамен – еще около 15 тыс. рублей. Затем потребуется методология учета. Свежеиспеченные специалисты вряд ли смогут ее разработать. В«Консультанты выполнят эту работу за 1–1,5 месяца и возьмут от 0,5–1 млн рублейВ», – говорит Татьяна Долгополова. Следующий вопрос – стоимость автоматизации. Здесь вариантов довольно много. Многие компании пользуются стандартными возможностями Excel. Правда, неизбежно возникающие в таком случае ошибки придется исправлять В«вручнуюВ». Если подойти к вопросу более серьезно, то можно обойтись малой кровью. Например, с помощью В«1С» – за 200–300 тыс. рублей. Стоимость автоматизации процесса вВ классических ERP-системах (Microsoft, Oracle, SAP) начинается сВ сотен тысяч долларов.