«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики c Анной КимЛЮБАЯ СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА РЕДКО ПОДДАЕТСЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫМИ СПОСОБАМИ. ЗА ЧТО ЖЕ НАДЕЛЕННЫЕ ВЛАСТЬЮ ЛЮДИ ИХ ТАК ЛЮБЯТ?
НДС и регулирование торговли в последнее время стали самыми обсуждаемыми (во всяком случае – публично) темами в правительстве. Первая имеет очень давнюю историю. Настолько давнюю, что муссировать ее в очередной раз было бы неимоверно скучно, если бы не повышение уровня дискуссии. Очередное возрождение «проблемы НДС», по всей вероятности, связано с предстоящим формированием нового кабинета министров. И на этот раз все не ограничивается препирательствами РСПП с Минфином. Минэкономразвития выступает за снижение НДС до 12–13% с начала 2009 года, те же цифры недавно озвучил первый вице-премьер Сергей Иванов (стр. 32), что не могло не окрылить сторонников либерализации.
По второй теме обострение случилось осенью прошлого года, когда скачок инфляции чуть было не испортил властям благостный предвыборный фон. Грозящее торговле «закручивание гаек» будет благосклонно воспринято обществом, да и отмеченное на днях в нескольких регионах резкое подорожание хлеба дает козыри сторонникам жесткого подхода. Правда, окончание выборного цикла все-таки оставляет лазейку здравому смыслу.
Есть нечто, объединяющее два сюжета. И в том и в другом случае для решения достаточно сложных проблем предлагаются технически самые простые и внешне эффектные решения.
Проще простого написать закон о сокращении ставки НДС и ждать, когда это подтолкнет экономический рост и придаст ему новое качество. Интересно то, что исследования делового климата и опросы самих же предпринимателей показывают: высокие налоги для них не самая большая проблема. Гораздо более значимые ограничения – недоразвитая инфраструктура, слабые институты, повсеместная коррупция и нехватка квалифицированных кадров. Добиться здесь изменений гораздо труднее. Практически вся Европа живет со ставками НДС, значительно превышающими 12–13%. Надеюсь, не нужно доказывать, что там доля отраслей с высокой добавленной стоимостью выше, чем в России. А энтузиазм, с которым понижение НДС лоббирует РСПП, – совершенно нормальное явление. В любой стране мира и при любом состоянии экономики бизнес рад будет платить меньше налогов, поскольку за бюджетные последствия их снижения никакой ответственности он не несет.
Еще более топорны идеи Минсельхоза по борьбе с ростом цен на продукты. В качестве основного инструмента предлагается регулировать торговые наценки на «социально значимые» продукты питания. Вообще укрощать инфляцию подобными методами – все равно, что пытаться уберечься от наводнения, заклеивая скотчем дыры в плотине. Прописать в законе наценку 10–15% и ни процентом больше несложно, но исполнение придется повсеместно контролировать. И, если это каким-то чудом удастся, через пару-тройку месяцев можно попытаться найти «социально значимые» продукты в магазинах.
Рубрики