Рубрики
Статьи

«Финанс.» Афиша

«Финанс.» Афиша
«Финанс.» АфишаКино. Главный российский фильм этого года наконец-то выходит на столичные экраны. С 16 октября москвичи смогут увидеть «Возвращение» Андрея Звягинцева — ленту, получившую Гран-при Венецианского кинофестиваля и номинированную на премию «Оскар». Кинокритики уже почти два месяца рассматривают картину в микроскоп, разбирают по косточкам каждый эпизод и не скупятся на превосходные степени.
«Возвращение» — фильм о непоправимости мгновения, о трагической случайности, о том, что повзрослеть — значит научиться превозмогать себя и делать то, что ты должен, не обращая внимания на боль. Картина действительно возвращает к себе, притягивая с какой-то неодолимой силой. Сдержанный, подчас скупой, наполненный множеством пауз фильм почему-то бьет на эмоции, держит в напряженном ожидании, в предчувствии трагедии. Она происходит и, к несчастью, не только в кино: вскоре после окончания съемок в том самом озере, на котором происходит значительная часть действия, утонул исполнитель роли Андрея 16-летний Владимир Гарин. Теперь Андрей Звягинцев и исполнители главных ролей Константин Лавроненко (отец) и Иван Добронравов (Иван) все свои победы посвящают памяти Володи.
Монарх Британии должен умереть. «Убить короля» прикажет Оливер Кромвель, а мы станем свидетелями переломных событий в английской истории: 9 октября одноименная драма режиссера Майка Баркера вышла на столичные экраны.
Англия середины XVII века. Гражданская война обозначила двух лидеров: аристократа лорда Ферфакса (Дугрей Скотт) и выходца из народа Оливера Кромвеля (Тим Рот). Впереди — замыслы по объединению государства, но сначала Ферфакс возвращается в семейное гнездо к красавице жене, леди Анне (Оливия Уильямс). Революционный пыл мужа не вызывает у нее особенного восторга: она имеет собственный взгляд на политику, оставаясь преданной роялисткой. Интриги и заговоры, предательство и любовь, мечты о прекрасном будущем и реальность кровавой диктатуры. Трагические страницы английской истории иллюстрированы красочными «картинками» в виде костюмов и декораций.
Выставки. К 70-летию Эрика Булатова в Москве открылись сразу две экспозиции, посвященные творчеству одного из самых известных художников советского авангарда. В отличие от проигнорировавшего свой российский юбилей Ильи Кабакова (см. «Финанс.» № 30), эмигрировавший в 1990-м в Париж Булатов на вернисажи все-таки приедет. С 8 октября по 9 ноября в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу пройдет персональная выставка художника под названием «Живу — вижу», а 10-15 октября Государственный центр современного искусства представит проект под названием «Вот» — собрание живописи и графики из коллекций Всеволода Некрасова, Алексея Сидорова и самого Эрика Булатова.
Его считают одним из лидеров соц-арта и московского концептуализма. Картины Булатова — нечто обратное «видеопоэмам» Андрея Вознесенского: если поэт пытается усилить словесный образ с помощью визуальной нагрузки, то художник, напротив, встраивает в изображение текст. Надписи врезаются в пространство картины, подчас диссонируют с ней, разрушая линейность восприятия. Или, напротив, уводят в бесконечность, создают перспективу, излучают свет.
В Петербурге в самом разгаре VI Осенний фотомарафон. Каждый год организаторы фестиваля предлагают участникам пофантазировать на новую тему, и на этот раз основным предметом для размышления выбрано кино. Кинематограф, утверждают устроители марафона, вырос именно из фототехнологий, и настало время вспомнить об этом генетическом родстве: из нескольких фотографий автор должен составить единую «кинематографически рассказанную историю».
Фестиваль открылся 4 октября в Музее нонконформистского искусства главной тематической выставкой «Кино: анатомия жанра», на которой представлены новые работы известных и начинающих питерских фотографов. В галерее «Митьки-Вхутемас» с 11 октября — «Ночные прогулки» Алексея Тихонова, «Любовь к авиации» Дмитрия Горячева и «Фотокиноафиши 50-х годов» из собрания последнего. Отдельный блок — проект «Серебряная фотография» в галерее «Арт-Коллегия»: в выставке здесь участвуют только снимки, выполненные в традиционной «серебряной» технологии ручной печати. На этой неделе в рамках фестиваля будут представлены серии «Динамика и статика» и «Предметный мир», а 25 октября пройдет вернисаж выставки «Портрет и автопортрет». В галерее Navikula artis арт-центра «Пушкинская, 10» — иные фотопортреты: выставка Hommage to… Андрея Чежина, Григория Майофиса, Михаила Парамонова и других фотохудожников посвящена великим режиссерам Антониони, Висконти, Эйзенштейну. Фотомарафон, как и положено длительным забегам, — мероприятие изнурительное, и последняя проведенная в его рамках выставка закроется лишь 29 ноября.
Музыка. Любители хорошего рока собираются в «Лужниках»: 17 октября здесь пройдет ежегодный международный музыкальный фестиваль Rokfest. Организаторы обещают накрыть зрителей «мощным цунами качественного забойного рока», и предпосылки к этому имеются: хедлайнером фестиваля заявлена группа Helloween, которая будет закрывать концерт. А первыми выступят заслуженные корифеи британского рока Zodiak Mindwarp, которые отыграют получасовой сет. Вслед за ними на сцену «Лужников» выйдет команда Masterplan — активно пробивающиеся на международный музыкальный рынок новички из Германии, которых в свою очередь сменят мелодичные английские «думеры» Paradise Lost. С российской стороны выступит обновленная «Ария»: после недавнего раскола группы место вокалиста занимает Артур Беркут, который долгое время жил и работал в Америке. Посему программа «арийцев» будет англоязычной, и, кто знает, может, в скором времени российские рокеры и вовсе выберутся на международную арену.
Театр. Гастроли двуязычного израильского театра «Гешер», которые 9-15 октября проходят на сцене МХАТа им. Чехова, обещают стать большим событием в московской театральной жизни. Несмотря на то что в Россию за 12 лет своего существования «Гешер» приезжает впервые (позади фестивали в Париже, Нью-Йорке, Риме, Вашингтоне, Лондоне), свои истоки он берет именно здесь. Евгений Арье, основатель и художественный руководитель театра, родился в Москве. Окончил психологический факультет МГУ, поступил в ЛГИТМиК на курс Г. Товстоногова. После — работа в БДТ, Малом драматическом, Театре им. В.В. Маяковского. Решив в 90-м эмигрировать в Израиль, Арье забрал с собой лучших актеров со своего курса ГИТИСа, пригласив Евгению Додину, Исраеля Демидова, Игоря Миркурбанова, Владимира Халемского, Нелли Гошеву, Леонида Каневского. Уже первый спектакль вызвал в прессе восторженные разговоры о «русском чуде израильского театра», и потребовалось совсем немного времени, чтобы из иностранца-дебютанта «Гешер» превратился в ведущий театр страны, а Евгений Арье трижды заслужил звание «Режиссер года». 14 и 15 октября актеры театра покажут спектакль «Город. Одесские рассказы» по шести новеллам Исаака Бабеля. Будем надеяться, что между самым знаменитым театром Израиля и российской публикой перекинется… мост. Ведь именно так переводится с иврита слово «гешер».
Вечер. Сергей Юрский делает «Жест» — авторскую программу, посвященную презентации сразу трех новых книг актера, которая пройдет 17 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Подзаголовок — «Смех и печали XX века» — очерчивает и настроение, и временные рамки литературного вечера. Рубленый стих Маяковского и мягкая есенинская образность, насмешливые парадоксы Хармса и переливающаяся звукопись Пастернака, холодноватый верлибр Бродского, поэзия Осипа Мандельштама, Олега Чухонцева, Евгения Рейна, Дмитрия Быкова… Прозвучат и авторские произведения «хозяина бала»: рассказ «Троллейбусная прогулка» из только что вышедшей книги «Все время жара» и неопубликованное стихотворение, посвященное Иосифу Бродскому. Программа, которая станет премьерной для Москвы, успела уже побывать в Лондоне, Сан-Франциско, Токио, Иерусалиме, Торонто. В то же время «Жест» — первый сольный концерт Юрского в российской столице за продолжительный промежуток времени.