Рубрики
Статьи

«Viberi» Отличники информационной подготовки

«Viberi» Отличники информационной подготовки
«Viberi» Отличники информационной подготовкиЧтобы «Электронное правительство» стало работоспособным, недостаточно автоматизировать отдельные госконторы, нужна межведомственная интеграция. Команда дана, и органы власти бойко отчитываются о ходе информатизации и межведомственной интеграции. На деле же происходят печальные курьезы. Например, отчеты о состоянии школьных сайтов собираются в районном отделе образования и передаются выше по инстанциям. И принимаются они исключительно в бумажном виде. Еще забавнее некомпетентность чиновников. «Когда я привез отчет о сайте своей школы, принимающий спросил: “А почему у вас адрес сайта без собачки? Должна быть собачка”», – рассказывает преподаватель информатики одной из школ Псковской области. Анекдотичная история приключилась полгода назад.9 лет без стандартов. Об автоматизации бюрократического аппарата говорят с 2002 года. Однако все попытки носили индивидуальный характер, какие-либо единые требования отсутствовали. В итоге сегодня решения несовместимы. «Электронный документ, подготовленный в одной системе, не только не может быть автоматически обработан в другой, но порой его невозможно даже просто прочитать: ведомства используют разные текстовые редакторы», – поясняет генеральный директор компании «Электронные офисные системы» Владимир Баласанян. Поэтому межведомственный документооборот до сих пор в основном существует только на бумаге. Сначала чиновник одного ведомства распечатывает бумажку, по почте отправляет его «соседу», а тот сканирует и заводит документ в систему. Вот такая «Электронная Россия». Правда, в 2008 году приказом Ростехрегулирования создан технический подкомитет по стандартизации электронного документооборота. Первый национальный стандарт, описывающий не только форматы файлов, но и форматы реквизитов (метаданных), содержащих информацию о документе, появится в 2010 году – спустя 9 лет после начала действия «Электронной России».Для решения проблемы создается сеть региональных межведомственных систем электронного документооборота (МЭДО). Порой, чтобы получить необходимую документацию, доступ к инфраструктуре, приходится делать многочисленные реверансы. В результате работа идет с опозданием, а крайним оказывается исполнитель. «В 2009 году мы участвовали в создании МЭДО. Вместо запланированного полугода проект длился год. И дело было не только в слабой заинтересованности чиновников, не было ни единых требований к самим системам, ни даже единой терминологии», – говорит специалист крупной IT-компании.В июне на заседании совета по региональной информатизации министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев даже призвал региональные власти делиться нормативно-правовым опытом в деле информатизации регионов и организации предоставления услуг в электронном виде. Раз у региона уже есть документы, которые приняты, прошли согласование и реально работают, они же могут быть использованы в других субъектах России. «Проблемы в значительной степени общие, и на уровне законодательного регулирования такие заимствования позволят двигаться вперед гораздо быстрее», – заявил Игорь Щеголев.В 2006–2007 годах в Красноярском крае в единую систему интегрировались ресурсы краевых и муниципальных учреждений статистики, здравоохранения, образования, социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, соцстраха, Агентства по управлению краевым имуществом, финансового департамента правительства края. «Основными проблемами интеграции стали не только дефицит каналов связи и кадров, но и, в основном, отсутствие нормативного и организационного обеспечения, – говорит начальник отдела развития информационных технологий департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края Игорь Сапожков. – Был организован Совет администрации края по вопросам нормативно-организационного обеспечения процессов информатизации, утвердивший комплексное организационное постановление». Кроме того, не предусматривалось расходов на эксплуатацию, сопровождение и развитие системы. Пришлось корректировать бюджет края под проект.Основа любой автоматизированной интеграции – единообразие. Как в бизнесе, так и в ведомствах составляются единые справочники и классификаторы. «Традиционные для всех органов госвласти проблемы – это унификация различных справочников, ре­естров, регистров, кадастров», – говорит руководитель направления «Электронное правительство» Microsoft в России Артем Икоев. «Разработка единых стандартов кодирования и классификации, единых интерфейсов взаимодействия в значительной степени определяет трудоемкость интеграции, – рассказывает директор отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс – Центр разработки» Василий Анфиногентов. – В наших проектах на такие виды работ приходится около 50–70% всех трудозатрат».Стоимость интеграции невелика. Красноярский край потратил на нее 17 млн рублей.Оригинальность власти. «К наиболее частым проблемам, особенно в региональных ведомствах, можно отнести устарелость технологий, на которых реализованы системы, что требует иных подходов к переводу в электронный вид государственных услуг и больших трудозатрат», – говорит Артем Икоев.Некоторые представители IT-бизнеса считают, что «Электронное правительство» станет полноценным сервисом только после создания единой базы данных граждан России. «Из-за того что разрозненная информация об одном и том же человеке хранится в нескольких базах данных различных ведомств, процветают коррупция и воровство. Можно получать пенсию за умершего человека, пособия и льготы, имея особняк на Рублевке, – говорит один из специалистов. – Только единая база данных всех граждан страны позволит купировать эти возможности и обеспечит качественные госуслуги». Однако это не означает, что требуется создание единого data-центра, в который будут поступать данные со всей страны. «Нет смысла создавать что-либо единое, тем более такого масштаба, как «база данных граждан России». Такие «базы данных» существуют в каждом федеральном ведомстве, но в своем контексте, и несут только тот объем информации, который необходим конкретному ведомству для исполнения своих функций, – уверен Артем Икоев. – Мировая практика той же Великобритании это лишь подтверждает. Наличие эффективной среды электронного межведомственного взаимодействия позволяет оказывать композитные (участвуют несколько ведомств) услуги гражданам без накопления данных в одном месте, за счет консолидации необходимых данных о гражданине непосредственно в момент исполнения услуги».Руководитель секции по вопросам использования ИКТ в здравоохранении экспертно-консультативной группы Совета при президенте РФ по развитию информационного общества Михаил Эльянов поясняет на примере, почему собирать все данные в одном месте нецелесообразно. «В Голландии пациент может прийти в любое медицинское учреждение. Чтобы получить доступ к его данным, в компьютер, грубо говоря, надо вставить две карточки – пациента и врача (конечно, врач должен быть сертифицирован и иметь право на получение такой информации). Потом набираются фамилия и имя человека, они передаются в центральное отделение, которое связано со всеми медицинскими организациями страны. Данные пациента хранятся в различных организациях, и врачу приходит рентген из госпиталя А, лабораторные исследования из госпиталя В», – рассказывает он. Правительство нашло способ повысить заинтересованность местных властей вполне коммерческим способом. Вице-премьер Сергей Собянин заявил, что «показатель информатизации – важнейший, по нему будет оцениваться деятельность руководителя субъекта Российской Федерации».