«Viberi» Линчевание
«Viberi» ЛинчеваниеФинансовые результаты Merrill Lynch (ML) за третий квартал (с июля по сентябрь 2007 года) оказались не просто плохими, а ужасающими. В начале октября рынок был готов к списанию инвестиционным гигантом около $5 млрд, однако в итоге сумма составила около $8 млрд, и, по предположению некоторых аналитиков, она всего лишь вершина айсберга. Это больше, чем ML заработал за весь прошлый год. Одна шестая от рыночной стоимости банка.
От чего же убытки? В начале столетия инвестбанки осознали, что стало непросто делать деньги на торговле традиционными финансовыми продуктами. Значит, следует их усложнить. Чем сложнее финансовое «блюдо», тем больше можно заработать на его продаже. Параллельно инвестбанки постепенно превращались из посредников в самостоятельных игроков, принимающих риски на себя. Тенденцию поддержали рейтинговые агентства, которые, если использовать кулинарную метафору, с удовольствием взялись за роль ресторанных критиков, умеющих за высокую плату выдать второсортное вино за первосортное, а запах разложения – за тонкий аромат. Главное, убедить в этом толпу, ничего не понимающую в haute cuisine.
Инвестбанки за последние 5–7 лет создали многостраничное меню финансовых инструментов. Однако в августе инвесторы с удивлением обнаружили, что якобы первоклассные блюда от трехзвездочных шеф-поваров оказались приготовленными из продуктов не первой свежести.
Оценочная стоимость сложных инструментов оказалась завышенной. Так, желание того же ML продать в августе пакет ипотечных деривативов номинальной стоимостью в $800 млн вызвало настоящую панику на рынке – инвесторы испугались того, что рыночные цены деривативов будут значительно меньше балансовых. Инвесторы стали бояться покупать сложные непрозрачные бумаги, разумно полагая, что им могут подсунуть нечто неудобоваримое. Высокая кухня перестала быть модной, хватило легкого отравления части клиентов. По словам главы отдела исследования американского рынка Credit Suisse Лары Уорнер, новые проблемы вернули интерес инвесторов к фундаментальному анализу: «Люди неожиданно захотели понять, что они покупают и чем владеют». Удивительно, но такого желания у них раньше действительно не возникало.
Рынок ипотечных деривативов в этой связи стали сравнивать со знаменитым рынком «лимонов», описанным Джорджем Акерлофом. На рынках подержанных автомобилей («лимонов») или любого другого товара, качество которого хорошо известно лишь продавцу, происходит резкое снижение цены даже на хороший товар.
При фактической неликвидности ипотечных деривативов (прежде всего CDO) инвестбанки и другие их держатели вынуждены были снижать балансовую стоимость бумаг. Бумаги, которые ML оценил в 90% изначальной стоимости по состоянию на конец августа, были уценены до 30–40% по состоянию на конец сентября. Логично предположить, что Bear Stearns, Lehman Brothers, Goldman Sachs и другие банки также обнародуют неприятную правду. Да и ML еще есть куда падать. На рынке говорят, что в четвертом квартале банк может списать еще около $7 млрд.
Однако финансовая кулинария не бросает своих. Гендиректор ML Стен О’Нил был с большими препирательствами уволен 30 октября не только из-за убытков, но и по причине ведения переговоров об альянсе с банком Wachovia без санкции совета директоров. За свой непосильный труд менеджер получит компенсацию в $160 млн.
Совсем неплохо, учитывая, что именно при нем компания понесла крупнейший квартальный убыток за 93-летнюю историю. Тут кулинарные метафоры не вполне уместны, скорее подошло бы нечто из области театра абсурда.
Рубрики