«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаИлья Бочаров:«Кризис на строительном рынке еще и не начался» Гендиректор крупного импортера кирпича из Европы пессимистично смотрит на перспективы больших строекКак кризис повлиял на положение в отрасли?- Когда в сентябре в полной мере грянуло то, что мы называем финансовым кризисом, продаж стройматериалов уже почти не было. Крупные проекты у компаний, которые предлагали жилье или здания по бешеным ценам, встали. Например, в Петербурге остановилось 85% всего строительства. В Москве возводится только жилой комплекс на Остоженке, кстати, из привезенного нами кирпича. В регионах не было пузыря, накачанного кредитами. У компании есть представительства в Самаре, Казани, Краснодаре. Нам очевидно: исчезновение кредитных возможностей не стало катастрофой для провинции.Сколько такая ситуация продлится?- Года три точно. Было столько выстроено недвижимости… Аналитики все время твердили: инвестиционного жилья на рынке всего 15-20%. Ударил кризис, оказалось, что спекулятивных квартир все 70%. Новых строек не будет, пока не сойдет эта пена. А как она может сойти быстро, если человек покупал квадратный метр по 45 тыс. рублей, и хочет продать за неменьшие деньги, но таких средств у покупателей нет? Ипотека не помогает. Думаю, продавцы будут до последнего держать цены на недвижимость. Можно сказать, что кризис на строительном рынке как следует еще и не начался. Сужу по тому, что в отличие от Америки и Европы, цены почти не падают.Оцените место компании в сегменте поставщиков стройматериалов.- В сегменте клинкерного кирпича и черепицы по стране, то есть преимущественно в Москве и Питере, мы занимаем долю около 60%. Керамические материалы больше востребованы в обеих столицах, в отличие от регионов. Более того, есть негласный указ, что в центре Москвы из другого кирпича строить нельзя, так как агрессивная среда мегаполиса выедает все что угодно. И отечественный кирпич реально не выдерживает такой нагрузки. Фасад дома из него через несколько лет выглядит, как будто стреляли из крупнокалиберного пулемета, стены выкрашиваются. А импортный клинкерный кирпич сохраняет свои качества несколько сотен лет.С кем приходится конкурировать?- Прежде всего, с нашим бывшим поставщиком европейским концерном Wienerberger. У него 200 заводов по всему миру, хотя с начала кризиса вынужден был многие закрыть. В этом году мы перестали сотрудничать, так как компания открыла собственное представительство в России. Они завозят в страну примерно столько же кирпича и черепицы, сколько мы. Паритет удается держать потому, что ради удешевления Wienerberger делает ставку на продукцию эстонских заводов, построенных еще в советские времена. Они, конечно, выпускают керамический кирпич с улучшенными свойствами, если сравнивать с продукцией российских производств. Но мы считаем, что лучше закупаем более дорогой, но реально качественный кирпич. Делаем это в странах, условно говоря, западнее Польши.У компании были проблемы с закупками?- Все европейские заводы работают, лишь немного сократили производство. С начала осени цены на продукцию снизились примерно на 20%. Я в ноябре был на французском черепичном заводе Terreal. Ощущение, что машины, груженые продукцией, уходят одна за одной. Во Франции значительная доля среднего класса — 62% населения. Так что большая часть кирпича реализуется внутри страны. У нас же среднего класса мало. А есть те, кто сидит на трубе.Как планируете продержаться?- Начиная с августа 2008 года и до конца декабря, с продажами была полная тишина. Думали даже сокращать штат. В 2007 году компания поставляла стройматериалы на 12 крупных объектов, в 2008-м – только на четыре.В дальнейшем большие стройки будут единичны, и там сложится серьезная конкуренция. Поэтому теперь расчет делаем на частных клиентов. Именно они оживились первыми, а масштабные объекты до сих пор молчат. Многие, у кого сохранились какие-то деньги в валюте, вкладывают их в строительство коттеджей. Это люди без сверхдоходов, просто они подсчитали, что в разгар кризиса могут получить качественный дом по цене раза в два дешевле, чем прежде.Как это? — К январю значительно снизились цены на отечественные стройматериалы и рабочую силу. Подешевела земля. Раньше владельцы продавали землю с жестким условием, что строить будет афиллированная стройкомпания. Как правило, владельцами земли, строителями и продавцами недвижимости являлись одни и те же персоны. Строили зачастую из некачественных материалов, а затем выкатывали сметы, завышенные порой в 5-6 раз. В итоге заказчик получал такой дом, что в условиях кризиса его цена упала раза в четыре.Что вы видите положительного в кризисе?- Хорошо, что сдуются пузыри на строительном рынке и в сфере недвижимости. Цены выше, чем в Европе, а качество оставалось ужасным. По факту на июнь 2008 года стоимость российского стройкирпича почти сравнялась с аналогами зарубежного производства – 22 рубля. Но ведь по свойствам это совершенно разные продукты. В ноябре отечественный стройкирпич стоил уже 7 рублей. Кризис приведет ситуацию к адеквату. Конечно, потом пузыри снова могут надуться. Но сейчас уйдет много компаний, которые жили на спекуляциях.Как боретесь с кризисом в компании?- Мы не подняли зарплату, но и не сократили. Теперь стараемся лучше делать то, на что не обращали внимания год назад. Например, тратим деньги на обучение менеджеров культуре общения с покупателями. Если раньше клиентов было много, то теперь каждый на вес золота. Не можем себе позволить плохо обращаться с ними. Хотели поначалу сокращать персонал. Но не стали: квалифицированного менеджера выращиваем около полугода, потом не найдем профессионалов. Сотрудники проходят обучение на курсах, на это уходят серьезные суммы. Но затраты оправдываются: чтобы продать кирпич стоимостью 1,5 евро надо иметь навыки и знания. Стараемся не говорить в офисе о кризисе — перенимаем опыт европейцев. Они не зациклены на этой теме, и живется им легче.Как на бизнесе отразилось очередное изменение с начала года новых таможенных пошлин на некоторые ввозимые стройматериалы?- С нового года таможенные пошлины на кирпич поднялись с 22 до 34 центов за кг. К счастью, цена логистики, как на морские, так и автомобильные перевозки, напротив, упала на 12%. У перевозчиков сократилось количество заказов, а транспорт весь закуплен в лизинг, за него надо платить. Так что они готовы осуществлять поставки дешевле. Произошла компенсация, мы пока свои цены оставили прежними. Но, конечно, если стоимость логистики будет расти, и нам цены поднимать придется.Вы не думали начать производство стройматериалов внутри страны? — Прежде об этом задумывались, но не торопились. И правильно делали. Мы не такая уж большая компания, несколько лет назад потянули лишь среднее по размеру производство. А сегодня видим, что множество мелких предприятий закрылись. У них итак все издержки минимизированы, снижать затраты некуда. Получается, мы неосознанно не потратились в той области, где оказались высоки риски. Зато теперь компания доросла до уровня, когда можем построить что-то крупное. Правда, денег негде взять. Под 20% годовых и более рассчитывать на окупаемость производства бессмысленно.Обращалась ли компания за кредитами в кризисный период?- Мы не берем кредитов. Это принципиальная позиция после того, как в конце 1990-х годов взяли кредит на покупку оборудования. Надо же было попробовать. Тогда расплатились, но сделали вывод: кредит такая вещь, на которую легко подсесть. Немногие предприниматели это понимают. Компания работает за счет оборотных средств, часто по предоплате. С некоторыми европейскими производителями зачастую оплачиваем товар после реализации. Они не перестали нам доверять.Беседовала Ольга Шевель
Рубрики