«Viberi» Подножный бизнес
«Viberi» Подножный бизнесКризис заставляет обращаться к услугам московского метрополитена даже тех, кто всегда передвигался по городу на автомобиле. Исследовательская группа W-City community research опросила свыше 500В представителей среднего и бизнес-класса (ежемесячный доход $1–2 тыс. на одного члена семьи). Если раньше они почти не спускались в столичную подземку, то за последние несколько месяцев около 73% респондентов активно пользовались метро. Несмотря на нашествие автолюбителей, с начала года объем пассажирооборота упал на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, сетует руководитель ГУП В«Московский метрополитенВ» Дмитрий Гаев. С одной стороны, сказывается исход из Москвы гастарбайтеров, с другой, это указывает на масштабы снижения деловой активности. Хотя плотность пассажиропотока в часы пик все равно превышает нормативную в 1,3–1,7 раза: метро в нынешнем виде предназначено для ежедневной транспортировки максимум 7 млн человек, а перевозит 9В млн. Тариф пошел в рост. Меньше пассажиров – меньше денег. При сохранении тенденции в течение всего 2009 года ГУП недоберет по его итогам 3В млрд рублей выручки. Потеря части сборов уже привела кВ замораживанию зарплат сотрудникам на уровне 2008В года, а также, вероятно, повлечет уменьшение закупок подвижного состава, приостановку программ по замене эскалаторов и модернизации автоматической системы оплаты проезда, уменьшение затрат на реконструкцию и ремонт наземных сооружений. Эти статьи расходов в основном финансируются из выручки метрополитена, которую на 3/4В формирует оплата проезда пассажирами.И это несмотря на существенное увеличение цен на билеты. Одна поездка подорожала сразу на 16% до 22 рублей при себестоимости в 17,2 рубля. По итогам 2008 года выручка незначительно выросла: ДмитВрий Гаев обозначил ее как В«немногим более 30В млрд рублейВ». Но чистая прибыль снизилась: на 0,7В млрд до 1,5 млрд рублей, хотя предполагалось увеличение вВ два раза. В«Стоимость электроэнергии вВ течение года почти в два раза превысила запланированный уровеньВ», – объясняет Дмитрий Гаев. Миссия невыполнима. Потеря части поступлений от пассажиров или снижение доли внереализационных доходов не так критичны для метрополитена, как прекращение финансовой поддержки со стороны властей. Без нее прибыльное сВ 2004В года предприятие сразу бы оказалось убыточным или едва смогло бы выходить на окупаемость. Московские власти регулярно компенсируют введенный сВ 1995 года проезд льготников, доля которых вВ 2008В году составила 35,5% от 2,5 млрд перевезенных пассажиров. Зарабатываемых метрополитеном средств хватает только на поддержание его работы, но не на перспективное развитие. Прокладка 1 км двухпутного участка московского метрополитена обходится вВ 7В млрд рубВлей. Прибыли подземки за весь предыдущий год хватило бы на постройку лишь 215В метВров путей – при дефиците в 100 км.В соответствии с распоряжением правительства РФ от 12В октября 2000 года № 1433-с строительство метрополитенов должно на 80% финансироваться из региональных бюджетов, а на 20% – из федерального. Реальность отличается от предписаний. Федеральный центр окончательно устранился от наращивания мощностей метрополитена, устами министра финансов Алексея Кудрина сославшись на кризис (графикВ 3). На В«Программу развития транспортного комплекса Московского региона (2010–2015 годы)В» Белый дом намерен выделить только 20 млрд рублей вместо запрошенных Юрием Лужковым 300 млрд рублей. МоскВва намеревается вложить 300 млрд рублей. Ломка старого. В управлении издержками метрополитен ограничен. Тепло- и электроэнергия вВ структуре затрат занимают примерно 11–12%, даже снизившись с 2003 года на 3 п.В п. В том числе за счет постепенного внедрения метропоездов с более экономичными двигателями асинхронного типа вместо постоянного тока и применения других энерготехнических новшеств. Но существенно влиять на потребление электроэнергии подземка не может: электрификация – основной вид тяги в метро. По мере ввода новых линий и станций эксплутационные расходы только возрастают. Другие поставщики подземки тоже стараются не продешевить, дал понять Дмитрий Гаев. Например, несмотря на девальвацию рубля и общемировое снижение цен на металлы, отечественные производители рельсов продолжают предлагать их по ценам мая 2008В года. Между тем рельсы, шпалы, болты и прочее оснащение требуются не только для прокладки новых путей – это В«расходный материалВ» при плановой замене или ремонте действующих линий. Сократить затраты можно было бы в части капВремонта основных фондов, которые вВ 2008В году составили 17% от всех расходов. Современная техника и оборудование ломались бы меньше. Но полное переоснащение требует минимум 100В млрд рублей, аВ сВ учетом перспективного развития – еще больше. Таких денег у госпредприятия единовременно, конечно, нет. На подвижной состав и эскалаторы уходит 3/4В расходов по капремонту – более 4 млрд рублей. Много людей. Другая сторона проблемы – приходится содержать большой штат ремонтников, что существенно увеличивает и без того традиционно самую затратную для всех госкомпаний статью расходов – оплату труда и всевозможные начисления персоналу. У московского метрополитена вВ 2007В году на них приходилось 43,2% от всех затрат (порядка 13,7В млрд рублей), в 2008-м – 42,6%. Сократить персонал без ущерба для функционирования подземки непросто. В«Машинист должен вести поезд точно с определенной скоростью, уборщица может мыть пол чище, но не быстрее, кассир или дежурный у эскалатора также не смогут количественно изменить свою работуВ», – отмечает ведущий эксперт В«Финам МенеджментВ» Дмитрий Баранов. Среднесписочная численность работников растет быстрее, чем вводятся в строй новые станции иВ участки. В 2003 году под землей работало в среднем 199В человек на станцию. В 2008-м – уже 211 человек. Чтобы показатель эффективности вернулся к значениям хотя бы 2003 года, метрополитену необходимо сократить порядка 600 человек. Однако число работников ГУП, напротив, увеличивается. ВВ 2009 году Дмитрий Гаев планирует взять на работу 5 тыс. человек в связи сВ запуском новых станций (1,1В тыс. рабочих мест), аВ также с выходом сотрудников на пенсию. Хотя в текущем году руководство метро гарантированно обещает открыть лишь В«МитиноВ». Доходное место. Объемы расходов руководство ГУП афиширует с охотой, рассчитывая на помощь государства. А вот о доходах, особенно не от основного вида деятельности – пассажирских перевозок, – предпочитает не распространяться. Метрополитен стал активно привлекать коммерческие структуры кВ сотрудничеству в 2003В году, когда начал снижаться объем федерального финансирования, указывает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. ИВ перед ГУП встала проблема дополнительного заработка. Но, как ни странно, приносит он буквально копейки – вВ 2008В году на внереализационные доходы пришлось лишь 3% выручки предприятия. Годом ранее – 5%. В«Очевидно, метрополитен не консолидирует результаты дочек. В результате доходы от рекламной и в целом коммерческой деятельности не полностью отражаются на балансе ГУПВ», – предполагает аналитик Номос-банка Игорь Голубев. Большую часть коммерческих доходов метрополитен должен получать от размещения рекламных носителей. Права на работу с ними имеют несколько компаний. Образованный в 2002 году В«ОлимпВ», крупным акционером которого через В«МетрорекламуВ» является сам метрополитен (около 58%), размещает визуальные носители в вагонах, вестибюлях и на станциях. Компания В«РиомаВ» с 2000 года занимается радиороликами, а В«Газетные автоматыВ» – рекламой на роллерных дисплеях на автоматах по продаже прессы. Но судить оВ заработке операторов сложно – от комментариев они отказались. Согласно В«СпаркуВ», выручка В«ОлимпаВ» вВ 2007В году составила около $99 млн.TNS Gallup Media вВ 2004В году оценивала объем рынка метрорекламы вВ $40–45В млн. Независимый игрок News Outdoor-Russia тогда же говорил оВ $60В млн. Ежегодный рост рынка метрорекламы оценивается вВ 25–30%. В 2008 году его объем мог составить уже $150В млн. Сколько из этой суммы достается непосредственно метрополитену? Несколько лет назад председатель совета директоров В«МетрорекламыВ» Андрей Камянов публично заявил, что в бюджет Москвы в качестве ежегодного платежа уходит до половины выручки. Свои финансовые результаты не пожелали сообщить в монопольном операторе более 100В торговых точек по распространению прессы – агентстве В«МетропрессВ» (60% долей принадлежит ГУП, 40% – ОООВ В«Столичная прессаВ»). До кризиса В«МетропрессВ» брал на реализацию порядка 1 тыс. наименований периодических изданий. Всего на реализацию на подведомственных ГУП территориях периодики, по некоторым оценкам, приходится треть ежегодного объема московского рынка – до 8–10 млрд рублей. Аренда дорогого стоит. Еще одна статья доходов метрополитена – сдача в аренду земли под киоски вВ переходах и на поверхности (25-метровая зона вокруг наземных вестибюлей и вентиляционных шахт). Она происходит по следующей схеме: дочки крупной строительной компании, имеющей права на застройку мест, через агентство недвижимости и несколько частных фирм привлекают арендаторов. Руководитель одной из таких фирм сообщил, что в день поступает около 100 звонков от потенциальных клиентов. Они готовы платить за павильон в 8 кв. метров в переходе станции В«ПушкинскаяВ» 180 тыс. рубВлей вВ месяц, за 4 кв. метра на В«Преображенской площади» – 120В тыс. рублей. Размер уходящей метрополитену суммы источник сообщить затруднился. ВВ такие же цепочки встроены аптеки и оптики, точки по продажам пирожков, театральных, авиационных, железнодорожных билетов и остальные виды деятельности. Оценим доходы от сдачи в аренду площадей по минимальному порогу:– 177 станций, – в переходах и вокруг них сдается по 200 кв. метВров, – по 20 тыс. рублей за метр.Выходит не менее 800 млн рублей в месяц – или около 10 млрд рублей в год.Взаимоотношения ГУП и провайдеров мобильной связи регулируются арендными договорами при размещении базовых станций для поддержки сигнала. В«Думаю, арендная ставка не сильно отличается от той, по которой станции устанавливаются на поверхности – $300–400 в месяц без учета электричестваВ», – говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Учитывая, что на каждой станции метро требуется установка базовой станции мобильного оператора, то минимальная сумма доходов метрополитена составит немногим более 22 млн рубВлей. ВВ рамках ГУП вЂ“ копейки, и для операторов не слишком затратно. Неприкасаемый. Запутанная система взаимоотношений ГУП и партнеров – отличное место для финансовых злоупотреблений. Конечно, не исключено, что не отраженные в отчетности ГУП доходы (если они действительно есть) инвестируются с пользой для подземки. Просто пассажиры и налогоплательщики об этом не знают. В«У любой крупной компании, тем более госмонополиста – почему госкомпании иВ считаются менее эффективными, – в силу устройства всегда будет соблазн для создания неких коррупционных рычагов типа нечестности в конкуренции, при распределении заказов и подрядовВ», – рассуждает начальник аналитического отдела В«БрокеркредитсервисаВ» Максим Шеин. Однако за руку ни ГУП, ни его партнеров пока не хватали, да и не пытались. Метрополитен – стратегически важное предприятие, от работы которого зависит транспортная стабильность Москвы. Никто не хочет, чтобы подземка дала сбой. ИВ слишком много заинтересованных в сохранении сложившейся финансовой среды вокруг ГУП, тем более что с основной своей задачей – относительно безопасной транспортировкой людей – он справляется.
Рубрики