Рубрики
Статьи

«Viberi» Ксения Рясова о нехватке рабочей силы

«Viberi» Ксения Рясова о нехватке рабочей силы
«Viberi» Ксения Рясова о нехватке рабочей силыВ конце мая я выступала на конференции, посвященной лидерству. Сидя за круглым столом, очень уважаемые топ-менеджеры крупных компаний рассказывали, какими качествами надо обладать, чтобы стать генеральным директором. А потом встала девушка из зала и спросила: замечательно, но что делать конкретно мне – HR-менеджеру розничной компании – в условиях текучки в 40% за год? Учить персонал для кого-нибудь другого или не учить? Ей ответили: В«40% – это хорошо. У многих из нас больше 100%В». Они-то, понятно, никого не учат. Если бы учили, люди так от них бы не бежали. Суть в том, что уже не только в Москве, но и во всех крупных российских городах есть дефицит рабочей силы. Хоть ВВП и не растет на 10% в год, как мечтает наше правительство, но на 4% все же увеличивается. А население, особенно в трудоспособном возрасте, постоянно уменьшается. Из-за снижения рождаемости в 1990-х мы наблюдаем с 2008 года снижение численности людей трудоспособного возраста. Проблема с продавцами сейчас встала особо остро. Ведь продавцы, как правило, молодые люди 18–20 лет, только начинающие свою карьеру. Люди, родившиеся в 1990–1992 годах, когда наблюдался заметный демографический спад, продолжавшийся до 1999-го. Прошлую неделю я провела во Вьетнаме. Встречалась с партнерами – хозяевами швейных фабрик. К кому ни придешь – разговоры только о нехватке рабочей силы и о том, что конкуренты прямо на выходе из фабрики раздают агитационные листовки, расписывая свои условия: трехразовое бесплатное питание, минеральная вода, медстраховка. Слава богу, китайцев больше миллиарда, но и там уже почти нет безработицы. Безработица есть только в развитых странах, где налоги зажали развитие предпринимательства, и в крайне нестабильных государствах вроде Пакистана.Мой ответ на вопрос того HR-менеджера: конечно, учить! Люди не быдло и ценят, что в них вкладывают. Никто и никогда не будет переходить в соседний магазин из-за 500 рублей разницы в зарплате, если на текущем месте работы хороший коллектив, требовательный, но заботливый директор, постоянные программы обучения и карьерный рост. Даже по отдельным магазинам Finn Flare текучка еще ни разу не поднималась выше 14% за год, а в целом по компании показатель не достигает даже 10%. И мы удерживаем людей не только заработной платой. Все топ-менеджеры компании выращены внутри. Я пыталась брать наемных топов и всегда жалела. Среднее звено – может быть, но топ-менеджеров надо растить. И если продавец знает, что его директор прошел этот путь (продавец – старший продавец – администратор – директор), то и у него есть все шансы сделать карьеру внутри компании, причем довольно быстро. Да, бывают потери. За сотрудниками Finn Flare и Applemoon идет настоящая охота. Но затем все почему-то просятся назад. Так что учите и не жалейте тех, кто уходит. Еще вернутся.* Ксения Рясова, президент и владелец Finn Flare.