Рубрики
Статьи

«Viberi» Угрожающие коэффициенты

«Viberi» Угрожающие коэффициенты
«Viberi» Угрожающие коэффициентыПроблемы 2010–2011 годов можно разделить на курьезные и серьезные. Например, один из представителей частной лизинговой компании пожаловался на то, что повысилась юридическая грамотность клиентов. В итоге договоры составляются подробно, пени и штрафы начислить очень трудно, отстоять свое мнение в суде лизингодателю удается реже, чем раньше, и часть дохода теряется. «Ужесточилась судебная практика. Если раньше судебные споры в основном были связаны с налоговыми претензиями, то теперь к ним добавились иски со стороны лизингополучателей, – рассказывает горе-менеджер. – Суды в спорных ситуациях все чаще стали выносить решения против лизингодателей». Но за пользователя можно только порадоваться: наконец-то бизнес, обращающийся к лизингу, на­учился грамотно составлять и читать договоры, у него «выросли зубы». Для лизингодателей это полезно, им придется более внимательно относиться к юридической стороне вопроса. Но все же большинство участников рынка беспокоят серьезные проблемы.Амортизация. По прогнозам экспертов, в 2011 году российский рынок лизинга продолжит активно восстанавливаться. Правда, вскоре благодаря Минфину рост может опять замедлиться. Одно из главных преимуществ лизинга – право сторон договора применять механизм ускоренной амортизации, как при линейном, так и при нелинейном методе, с коэффициентом не выше 3. Более того, если предмет лизинга эксплуатируется в условиях агрессивной среды, ускоряющей износ, коэффициент 3 может быть умножен на дополнительный коэффициент, но не выше 2 (пункт 7 статьи 259 НК РФ).Потребность лизинговых компаний в ускоренной амортизации объясняется тем, что она служит источником возврата денежных средств. Проще говоря, сроки полезного использования имущества могут существенно превышать сроки финансирования, а ускоренная амортизация позволяет их совместить. По мнению участников рынка, ее отмена не только не повысит собираемость налогов в федеральный бюджет, на что рассчитывает Минфин, но и подкосит восстанавливающийся рынок лизинга. «Ключевым барьером развития лизингового рынка в 2011 году может стать намерение государства отменить применение коэффициента ускоренной амортизации имущества, переданного в лизинг, – говорит исполнительный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. – По оценкам экспертов, при отмене коэффициента ускоренной амортизации инвестиционная привлекательность лизинга исчезнет, а лизинговый бизнес в перспективе одного-двух лет сократится в 2–3 раза».Причем серьезные проблемы грозят не только лизингодателям, но и их потенциальным клиентам. Снизятся объемы инвестиций в обновление производственных фондов, возрастут издержки, вырастет стоимость лизинговых услуг. «Такая поправка в налоговом законодательстве может привести не только к сокращению рынка и уходу лизингодателей, но и негативно повлиять на экономику в целом, – рассуждает Роман Маланин, генеральный директор компании «ПН-Лизинг». – Не стоит забывать, что финансовая аренда для многих предприятий является основным инструментом обновления материально-технической базы и модернизации производства».Всего понемногу. Последние два года отличались ограниченным доступом к «длинным» деньгам, что, в том числе, тормозило развитие лизинга. В результате кризис пройден, «а осадочек остался» – повышены требования к заемщикам – как к лизингодателю, так и к лизингополучателю. Состояние текущего долга – основной показатель надежности бизнеса для банкиров. Даже сейчас, несмотря на избыток ликвидности на счетах, многие банки по-прежнему очень консервативно подходят к оценке рисков, отказываясь предоставлять кредиты на срок более трех лет. «Основная проблема, с которой имеют дело лизинговые компании в последнее время, – отсутствие доступного финансирования. Ставки по банковским кредитам в течение кризиса росли и в наиболее тяжелый период достигали 24%, что, безусловно, отразилось на условиях лизинга, – уверен Роман Маланин. – Относительным решением этой проблемы стала программа Российского банка развития, действующая с конца 2009 года. Программа РосБР дала возможность лизинговым компаниям получать более дешевые кредитные ресурсы и направлять их на финансирование сделок с предприятиями малого и среднего бизнеса».Не способствует росту рынка и дефицит платежеспособных клиентов, обладающих хорошей кредитной историей. «В докризисный период основной проблемой лизинговых компаний было доступное финансирование в целях получения конкурентных преимуществ и представления клиентам наиболее привлекательных продуктов, – вспоминает Максим Калинкин. – Сегодня самая большая сложность – это возможность привлечения клиента со стабильным финансовым состоянием».Борьба с «дебиторкой». Начиная с 2009 года серьезной проблемой лизингодателей остается рост просроченной дебиторской задолженности. Многие клиенты приобретали имущество в лизинг в надежде на дальнейший рост бизнеса, из-за падения спроса оно оказалось невостребованным. В такой момент лизингополучатели нередко задерживали выплаты и пытались отказаться от приобретенной техники, особенно в тех случаях, когда договор был заключен в иностранной валюте. В результате лизингодатели были вынуждены либо пересматривать условия договоров, либо изымать имущество у недобросовестных клиентов. С последним зачастую возникали самые большие сложности. Дело в том, что у лизинговых компаний не существует законных способов, позволяющих изъять имущество у лизингополучателей в досудебном порядке. Тяжба, как правило, занимает не менее полугода, что наносит значительный урон финансовой устойчивости самой лизинговой компании. «Вторая проблема, с которой столкнулись лизингодатели, – стремительный рост дебиторской задолженности. Основным направлением решения этой проблемы стала массовая реструктуризация лизинговых договоров. В случае невозможности компромисса лизинговые компании были вынуждены расторгать сделку, изымать и реализовывать технику, – вспоминает Роман Маланин. – Сейчас дебиторская задолженность входит в нормальное рабочее состояние, а место главной задачи для лизингодателей заняло наращивание нового бизнеса».Законодательный вакуум. Извечная проблема лизинговых компаний – существенные законодательные ограничения. Именно в них участники рынка видят главное препятствие для развития лизинга недвижимости. В соответствии со ст. 651 ГК РФ, договора аренды, заключенные на срок более одного года, подлежат государственной регистрации. При этом в соответствии со ст. 625 ГК РФ к договорам аренды относятся и договора лизинга, они также подлежат государственной регистрации. Проблема заключается в том, что договор аренды (лизинга) до перехода права собственности на объект недвижимости к лизинговой компании зарегистрировать невозможно. Вместе с тем, подобный контракт считается заключенным только с момента регистрации. Фактически лизинговой компании сначала необходимо зарегистрировать сделку купли-продажи недвижимости и только после этого – договор лизинга. Это сопряжено с существенными рисками для лизинговой компании, которая приобретает объект недвижимости, вкладывает значительные средства, а договор лизинга еще не считается заключенным. Не стоит исключать вероятность того, что лизингополучатель в последний момент откажется от сделки.Еще один момент: согласно ст. 2 закона «О финансовой аренде (лизинге)», лизингодатель должен приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца. Таким образом, подразумевается, что сначала должен быть заключен договор лизинга, и лишь затем договор купли-продажи. «Лизинг недвижимости, помимо финансирования, предполагает довольно сложную организацию сделки. В частности, во избежание возможных рисков необходимо корректно осуществить государственную регистрацию договора лизинга и договора купли-продажи недвижимости, корректно зарегистрировать права лизингополучателя на землю. Зачастую это довольно сложные процедуры, которые требуют опыта и специфической профессиональной компетенции от сотрудников лизинговой компании», – комментирует Тимур Бойтемиров, генеральный директор «Юниаструм Лизинг».Кроме того, у лизинговой компании возникают и налоговые риски: если налоговики не признают договор лизинга, а классифицируют его как аренду с правом выкупа, то начисление ускоренной амортизации будет невозможно.