Рубрики
Статьи

Кому принадлежит золотодобыча

Кому принадлежит золотодобыча
Кому принадлежит золотодобыча1. «Норильский никель»обыча золота в 2003 году — 30,1 тонны
Акционеры: «Интеррос» (60%)
Решение о диверсификации бизнеса за счет покупки золотодобывающих активов «Норникель» принял в 2002 году. Компания и до того получала этот металл как сопутствующий к основным палладию и платине. Но покупки позволили увеличить его добычу более чем в семь раз: с 4 тонн в 2001 году до 30,1 тонны в 2003-м (по другим методикам подсчета — до 41 тонны ). Свое первое приобретение в отрасли компания сделала в октябре 2002 года, купив за $226 млн у президента Адыгеи Хазрета Совмена крупнейшее золотодобывающее предприятие страны ЗАО «Полюс». «Эта покупка в соответствии со стратегией диверсификации позволяет «Норильскому никелю» повысить независимость своих денежных потоков от циклических колебаний экономической активности», — говорит Ольга Щербинина, менеджер по связям с общественностью «Норникеля». А в 2003 году коллекция золотодобывающих активов компании пополнилась рудником им. Матросова (50,6% акций) и «Лензолотом» (65,87%). На очереди одно из самых больших месторождений мира — Сухой Лог. Ресурсов хватит: общая выручка «Норникеля» превышает $5 млрд в год (см. интервью на стр. 23). В борьбе за Сухой Лог компания может столкнуться с жесткой конкуренцией: так, о своих претензиях на часть российского золота заявлял владелец «Русского алюминия» Олег Дерипаска, не прочь получить лакомый кусочек и ведущие западные компании.
2. Артель старателей «Амур»Добыча золота в 2003 году — 6,0 тонны
Акционеры: менеджмент компании
Артель давно превратилась из простой золотодобывающей компании в разветвленный холдинг. Так, ей принадлежат торговая сеть «Тамара», представленная по всему Дальнему Востоку, производство стеновых блоков и тротуарной плитки, макаронная фабрика и хлебопекарня, молокоперерабатывающий комплекс. В артели говорят, что такая диверсификация позволяет артели получать дополнительную прибыль, которая важна при неустойчивом рынке драгметаллов.
Изначально «Амур» специализировался на россыпном золоте, и разговоры об истощении его запасов — не пустой звук для компании. Еще в 1993 году было принято решение о начале рудной добычи, но до сих пор россыпи составляют большую часть промысла артели. Это обстоятельство не помешало выйти ей на второе место в России по объемам золотодобычи.
С прошлого года тянется конфронтация артели с Минприроды. В результате очередной проверки выяснили, что большая часть лицензий выдана «Амуру» с нарушениями законодательства и решено их отозвать. Однако компания продолжила добычу золота. «Лицензии выдаются в соответствии с законодательством совместно Минприроды и администрации Хабаровского края, — говорит гендиректор «Амура» Виктор Лопатюк. — И отозвать их можно только при согласии обеих сторон. Пока администрация края такого согласия не дает».
3. Hihgland Gold MiningДобыча золота в 2003 году — 6,0 тонны
Акционеры: инвестфонд Fleming
Family & Partners (31,5%), частные
инвесторы (30,8%), менеджмент компании
(20,7%) Barrick Gold (17%)
Британская компания Highland Gold Mining (HGM) была создана в 2002 году для инвестиций в золотодобычу в России. Она привлекла $34 млн на Лондонской бирже AIM, продав 10% акций, и менее чем за два года смогла стать одним из ведущих игроков на этом рынке. Тимоти Маккачен, аналитик компании «Атон», называет HGM одним из самых вероятных претендентов на роль компании мирового уровня. «У нее есть необходимый потенциал», — говорит он. Компании принадлежат месторождения Многовершинное в Хабаровском крае, Тасеевское, Дарасун, Теремки и Талатуй в Читинской области и Майское на Чукотке. Кроме того, HGM обладает 87% акций ОАО «Новоширокинское», владеющего лицензией на одноименное месторождение в Читинской области. Суммарные ресурсы золота на месторождениях компании составляют 518,3 тонны. Несмотря на огромное количество лицензий, пока компания разрабатывает лишь одно свое месторождение — Многовершинное. Однако в ближайшие четыре года планируется постепенно вводить мощности на других рудных полях. За счет этого HGM намерена утроить добычу золота до 17,9 тонны в 2007 году. Эксперты в целом оценивают планы Highland Gold как реализуемые, но отмечают, что разработка новых залежей будет более рискованной, чем Многовершинного. Кроме того, компанию часто называют одним из самых вероятных претендентов на месторождение Сухой Лог. Но предпочитают не комментировать этот вопрос. «Мы сможем дать на него всеобъемлющий ответ, когда получим представление об условиях конкурса по Сухому Логу», — говорит Дмитрий Коробов, генеральный директор компании «Руссдрагмет», представляющей интересы Highland Gold в России.
4. Омолонская ЗРКДобыча золота в 2003 году — 5,5 тонны
Акционеры: Kinross Gold Corporation (98,1%)
Омолонская золоторудная компания приступила к освоению месторождения Кубака еще в 1997 году. За семь лет на нем было добыто около 100 тонн золота. Теперь его запасы подошли к концу, но еще в 2003 году ОЗРК смогла получить лицензию на близлежащее месторождение Биркачан. Запасы на нем составляют 33 тонны при среднем содержании золота 15 граммов на тонну руды. Имеются хорошие перспективы выявления месторождения, по размерам близкого к Кубаке.
Омолонская ЗРК — одна из самых закрытых компаний первой десятки золотодобытчиков. С одним из эпизодов ее истории — возвратом «золотого кредита», полученного ее акционерами в 1994 году, — долго связывалась основная версия убийства магаданского губернатора Валентина Цветкова, который якобы активно потребовал его возврата. Правда, потом следователи от нее отказались. Омолонская ЗРК кредит все-таки вернула по следующей схеме: ОЗРК заплатила около $40 млн, но так как должниками по кредиту являлись акционеры компании, а не она сама, им было выставлено условие, что долги погашаются в обмен на их пакет акций в ОЗРК (всего 44%). Эти акции после появления на балансе Омолонской ЗРК были погашены. В результате Kinross Gold стала почти 100-процентным акционером. Еще одним владельцем Омолонской ЗРК остался комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области (1,04% уставного капитала).
5. «Сусуманзолото»Добыча золота в 2003 году — 4,9 тонны
Акционеры: генеральный директор Владимир Христов (76%)
Проблемы Сусуманского ГОКа с рудной базой схожи с артелью «Амур»: магаданцы со времени своего основания эксплуатировали исключительно россыпные месторождения золота, попутно ведя их разведку. Однако истощение залежей россыпного золота коснулось и их: если еще в 90-х годах на комбинате просчитывали перспективу добычи россыпного золота на ближайшие три года, то сегодня четко видится лишь один. Поэтому дальнейшую деятельность «Сусуманзолота» Владимир Христов связывает с рудными месторождениями Ветренское и Школьное, а также с совместным предприятием «Омчак» с Peter Hambro Mining.
СП было создано перед аукционом по руднику им. Матросова, владеющее лицензией на одно из крупнейших в России Наталкинское месторождение (до 1500 тонн золота). «Сусуманзолото» внесло в него свои месторождения Школьное и Берелех, а Peter Hambro — $7,2 млн, получив по 50% акций. Но тогда «Омчак» на аукционе проиграл «Норникелю» — цена превысила начальную почти в 13 раз. Однако сотрудничество продолжилось, и в 2003 году СП добыло 2,5 тонны золота.
6. «Алданзолото»Добыча золота в 2003 году — 4,9 тонны
Акционеры: якутский ГУП «Комдрагметалл» (31%), ИГ «Русские фонды» (25%),
ООО «Куранахское золото» (12,7%), администрация Алданского улуса (10%)
Крупнейшее в Якутии золотодобывающее предприятие, владеющее лицензиями на разработку группы месторождений Куранахского рудного поля с запасами более 100 тонн, стало местом столкновения интересов группы «Русские фонды» и ИГ «Алроса» (51% — принадлежит АК «Алроса», остальное — менеджменту). Сейчас конфликт находится в стадии юридических разбирательств, окончательное решение по делу еще не принято. Скандал начался в конце 2002 года, когда ИГ «Русские фонды» купила блокирующий пакет «Алданзолота». Тогда в инвестгруппе рассуждали о планах по перепродаже этого пакета. Однако новый акционер не понравился «Алроса». Сначала из «Алданзолота» были выведены активы в стопроцентную «дочку». «Недвижимое имущество было продано по цене в два-три раза ниже оценочной стоимости БТИ, которая обычно и так занижена, — говорит Владимир Сысоев, директор по связям с общественностью ИГ «Русские фонды». — Компания фактически осталась «голой»». Затем доля «Алданзолота» в ней сократилась до 8,62% в ходе состоявшейся в апреле допэмиссии, а ИГ «Алроса» получила 91,38%. «Естественно, мы считаем такие действия незаконными, — говорит Владимир Сысоев, — и как вторые по величине акционеры ОАО «Алданзолото» намерены добиваться уважения своих интересов с использованием всех законных методов». Комментария в ИГ «Алроса» получить не удалось.
7. «Бурятзолото»Добыча золота в 2003 году — 4,9 тонны
Акционеры: High River Gold Mines (51%), ЕБРР (12%)
«Бурятзолото» разрабатывает месторождения Зун-Холба и Ирокинда в Бурятии с запасами около 30 тонн и Березитовое в Амурской области (43 тонны золота и 200 тонн серебра). Перед компанией стоит задача увеличения запасов золота. Пока она выполняется плохо: в 2003 году «Бурятзолото» проиграло «Полюсу» в борьбе за «Тимухту». «Полюс» предложил за месторождение $10 млн, в 41 раз больше стартовой цены.
Основной акционер «Бурятзолота» канадская High River Gold Mines — инвестор «первой волны» иностранцев в золотодобычу России — и оказалась одной из немногих, чей проект стал успешным. Российские активы для HRGM были изначально основными, и сейчас 80% доходов компании приходится на Россию. Кроме того, компания владеет золотыми рудниками в Южной Африке и Канаде.
Возможно потому High River старается постоянно увеличивать свою долю в капитале «Бурятзолота» и, по-видимому, ведет к переходу на единую акцию. Так, в начале осени High River договорилась с ЕБРР об обмене акциями по схеме 9,98% акций канадской компании за 12% российской. В результате доля HRGM возрастет до 63%.
8. Peter Hambro MiningДобыча золота в 2003 году — 4,6 тонны Акционеры: вице-президент компании Павел Масловский (31%), гендиректор Петер Хамбро (10%), Merrill Lynch IM (7%)
Основной актив Peter Hambro Mining — 97,7% акций ОАО «Покровский рудник», а также месторождения Токур и Пионер в Амурской области, Аметистовое на Чукотке и «Ямалзолото». Общие запасы золота составляют более 450 тонн. Около 40% акций компании торгуется в секции AIM на Лондонской фондовой бирже. PHM в последнее время активно скупает месторождения золота, умудряясь делать это довольно дешево. Так, самое свежее приобретение — месторождение Аметистовое на Камчатке с запасами золота более 50 тонн — компания приобрела за $25 млн, что даже с учетом запланированных инвестиций составляет всего $25 за унцию, в то время как среднерыночная цена — не менее $60. Сам Петер Хамбро объясняет такие успехи своей компании наличием надежного российского партнера — Павла Масловского.
Помимо золота Peter Hambro начинала заниматься банковским бизнесом. Так, в конце 2003 года дочерний Экспобанк заявил о покупке Колыма-банка и Амурпромстройбанка. Тогда в правлении Экспобанка заявляли о том, что перед ними стоит задача создания хорошо структурированной группы, акции которой планируется вывести на открытый рынок. Однако, по-видимому, затем планы изменились: сейчас, по заявлению Питера Хамбро, ни одна из компаний PHM не владеет банками (см. интервью на стр. 25).
9. «Полиметалл»Добыча золота в 2003 году — 4,3 тонны
Акционеры: группа «Ист» (99%)
МНПО «Полиметалл» объединяет 13 компаний с общей выручкой в $166 млн. Холдинг первым в России из золотопромышленников наладил поставки золота за рубеж напрямую, без участия банка-посредника, когда конкуренты о подобных схемах только начали задумываться. Например, «Полюс» только в следующем году надеется на получение лицензии для экспорта золота. В самой компании говорят, что решение о прямых поставках было принято для снижения дисконта коммерческих банков при реализации серебра (оно составляет до 50% от объемов производства холдинга в денежном эквиваленте), а золото просто попало под горячую руку. В целом по холдингу общие запасы драгоценных металлов оцениваются в 22,4 тыс. тонн серебра и 205 тонн золота.
Помимо снижения издержек, по словам Виталия Несиса, генерального директора УК «Полиметалл», прямой экспорт позволяет получить собственную экспортную историю среди финансовых институтов и промышленных потребителей драгоценных металлов, способствует развитию брэнда. Кроме того, прямые поставки должны помочь «Полиметаллу» выйти на рынок международного капитала: «Компания намерена в текущем году привлечь долгосрочное синдицированное финансирование от пула международных кредитных учреждений на сумму $100-120 млн», — говорит Виталий Несис. Интерес «Полиметалла» понятен, сейчас российские банки кредитуют старателей под 9,5% годовых в валюте на срок не более трех лет, а зарубежные банки готовы выдавать кредиты под 5% и на гораздо более длительный срок.
10. «Южуралзолото»Добыча золота в 2003 году — 4,7 тонн
Акционеры: менеджмент компании
Холдинг «Южуралзолото» прошел через все прелести постперестроечного времени: к 1998 году градообразующее предприятие, отягощенное «социалкой», было признано банкротом. На попытке начать разработку самого перспективного месторождения компании — Светлинского с запасами в 100 тонн золота и 80 тонн серебра потерпел поражение четвертый иностранный инвестор. Контроль над активами компании получил бывший гендиректор «Южуралзолота» Константин Струков. Тем не менее золотодобывающее предприятие смогло выбраться из этой ситуации. Светлинское месторождение, которое должно заменить уже 20 лет разрабатываемое Качнакарское, решено осваивать самостоятельно. В октябре 2004 были куплены лицензии на Западный и Южный Куросан, которые должны повысить добычу холдинга на 650 килограммов в год. Появились деньги и на непрофильные инвестиции. Сейчас помимо золота компания Константина Струкова занимается развитием угольного бизнеса: 100-процентной дочкой «Южуралзолота» является Челябинская угольная компания.