Рубрики
Статьи

«Viberi» Как отомстить за «Бронзового солдата»

«Viberi» Как отомстить за «Бронзового солдата»
«Viberi» Как отомстить за «Бронзового солдата»Эстонская экономика невелика даже по сравнению с другими малыми странами Европы. В том числе с прибалтийскими соседями – Литвой и Латвией. Если взглянуть на эстонский ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), то по величине он ближе всего к показателю любимого российским бизнесом Кипра. Из неевропейских стран сопоставимыми масштабами экономики обладают, например, островное государство Тринидад и Тобаго и африканская Экваториальная Гвинея.
Российский ВВП превышает по размеру эстонский более чем в 70 раз. Прибалтийская страна сравнима по размеру экономики с отдельными, не самыми крупными регионами России – например, Ростовской или Нижегородской областями.
Правда, в относительных величинах Эстония смотрится куда более выигрышно. В стране живет всего лишь около 1,3 млн человек. И в расчете на душу населения ее ВВП опережает показатель не только России, но и вообще всех стран бывшего СССР. В начале 90-х годов страны Балтии быстрее и решительнее избавляли свою экономику от бремени социализма, в частности приватизировали почти всю госсобственность и реформировали ЖКХ. В 1999 году Эстония вступила в ВТО, а три года назад вместе с обоими прибалтийскими соседями стала полноправным членом ЕС.
На перевале. Экономики стран Балтии очень открытые, и Эстония не является исключением. Ее дефицит баланса текущих операций за последние шесть лет увеличился в 5,8 раза и в прошлом году достиг 30,4 млрд крон ($2,44 млрд) или почти 15% ВВП. Но основным партнером Эстонии остается Евросоюз: на него в прошлом году приходилось 65% экспорта и 73% импорта.
Главное естественное преимущество страны – ее географическое положение. Через ее территорию идут грузопотоки с Запада на Восток и обратно. Примерно три четверти транзита – это нефть и нефтепродукты. В свою очередь на транспорт и связь приходится солидная часть добавленной стоимости – более 12%, что сопоставимо с долей обрабатывающей промышленности (16,7%). Казалось бы – вот он, рычаг влияния на недружелюбные эстонские власти. Примечательно, что на минувшей неделе «Российские железные дороги» изменили график поставки грузов, в том числе нефти, в страны Балтии. Правда, при этом в компании сослались на ремонт участка Октябрьской железной дороги и отвергли подозрения в политической подоплеке решения.
Не секрет, что российский бизнес недурно зарабатывает на транзите через Эстонию. В частности, значительная доля нефтяного транзита приходится на структуры «Северстальтранса» и швейцарскую Gunvor Services. Последнюю многие связывают с именем предпринимателя Геннадия Тимченко, вхожего в «питерские круги». Свой капитал на эстонском транзите построили и другие российские бизнесмены. Например, Евгений Малов и Андрей Катков, владеющие активами порта Силламяэ. А также Рустам Аксененко – 336-й в рейтинге миллиардеров «Выбери!by», сын экс-главы Министерства путей сообщения.
Гости с Севера. Справедливости ради нужно сказать, что российские вложения в эстонскую экономику довольно малы. А вот вливания капитала из Северной Европы настолько масштабны, что иногда причудливо отражаются на статистике. Например, в 2005 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в эстонскую экономику подскочил в три раза из-за того, что шведский Swedbank купил эстонский банк Hansapank. В прошлом году Швеция также стала крупнейшим источником ПИИ, вложив в Эстонию примерно половину от общей суммы $1,6 млрд. Финляндия заняла второе место с $428,4 млн. Россия с заметным отрывом отстала: $89,3 млрд. На конец прошлого года накопленных российских ПИИ в Эстонии было всего $369 млн – немного, даже если учесть, что российский бизнес любит надевать офшорную личину. Для сравнения – Швеции и Финляндии владение активами в прибалтийской стране обошлось соответственно в $8,4 млрд и $3,5 млрд.
России нужно укреплять собственные порты и флот. И делать это ради собственной экономической выгоды, независимо от того, как складываются отношения с Эстонией и другими странами Балтии. Ведь сейчас почти четверть нефтегрузов, транспортируемых через Балтийское море, проходит через Таллин. На латвийские Вентспилс и Ригу приходится около 25%, а в Санкт-Петербурге переваливается пока лишь 15% нефтегрузов.