Рубрики
Статьи

«Финанс.» ИНТРИГА НЕДЕЛИ: Кому достанется восточный порт\?

«Финанс.» ИНТРИГА НЕДЕЛИ: Кому достанется восточный порт\?
«Финанс.» ИНТРИГА НЕДЕЛИ: Кому достанется восточный порт\?15 февраля в Москве РФФИ проводит аукцион по продаже 20% акций стивидорной компании «Восточный порт» (ВП).
ВП специализируется на перевалке угля в порту «Восточный» – одном из крупнейших в Приморье. Стартовая цена госпакета, выставленного на продажу, – 650,3 млн рублей. В 2002 году около 60% компании консолидировал «Северстальтранс», 100% акций которого принадлежит менеджерам «Северстали». Перевозки угля никогда не являлись для нее приоритетом, и в 2004-м контрольный пакет «Восточного порта» был продан офшору Eastern Stevedoring, мажоритарным владельцем которого является «Кузбассразрезуголь», входящий в «УГМК-холдинг». «Северстальтранс» же сосредоточился на контейнерном бизнесе. Офшор консолидировал в общей сложности 75% ВП, и, по оценкам аналитиков, через него «Кузбассразрезуголь» контролирует 52% стивидорной компании.
Планы приватизации госпакета обсуждались с 2005 года, но он не представлял особого интереса ни для «Кузбассразрезугля», ни для «Северстальтранса». Недавно ситуация начала меняться. Стали очевидными хорошие перспективы развития угольного бизнеса. В 2007-м впервые за последние несколько лет вырос грузооборот, а также улучшились финансовые показатели ВП.
А с 1 февраля 2008 года Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами начало сбор заявок на участие в конкурсе по созданию ОЭЗ портового типа. Порт «Восточный» примет в нем участие и имеет неплохие шансы на успех. Создание ОЭЗ предусматривает налоговые и таможенные преференции, бюджетные субсидии и другие льготы. Это должно привести к возврату в Россию немалой части грузопотоков, идущих через порты других стран, где созданы более привлекательные экономические условия, а также резко увеличить обороты различных направлений стивидорного бизнеса.
Поэтому не исключен всплеск интереса к торгам. Возможно, «Северстальтранс» попытается восстановить прежние позиции и купит пакет для того, чтобы в дальнейшем увеличить его до блокирующего или как минимум ввести своего представителя в совет директоров. «Кузбассразрезуголь» тоже может озаботиться проблемой упрочения своего положения, ведь контроль через офшор, как показывает практика передела собственности, не всегда надежен. Кроме того, почти половина проходящего через порт угля приходится на другую крупную угольную компанию – СУЭК, которая тоже может проявить интерес к торгам.