«Viberi» «Грязные» деньги будут дорого стоить
«Viberi» «Грязные» деньги будут дорого стоитьКак утверждает замдиректора департамента валютного регулирования и валютного контроля ЦБ Владимир Чистюхин, сейчас банки не всегда готовы всерьез воспринимать требования по борьбе с отмыванием «грязных» денег. По данным Банка России, большинство нарушений закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» связано с тем, что руководство кредитных организаций плохо отслеживает деятельность своих структурных подразделений, ответственных за исполнение законодательства. Вторая причина — низкое качество проверок и иных мероприятий, которые проводит служба внутреннего контроля банка. На третьем месте стоит неправильное понимание банкирами действующих законодательных и нормативных актов, направленных на борьбу с легализацией преступных доходов. Для исправления ситуации ЦБ и запланировал ряд нововведений.
Список регулятора. В первую очередь Центробанк хочет расширить методику построения банками системы внутреннего контроля. При этом она будет носить не рекомендательный характер, как сейчас, а нормативный. «Тогда у банка будет четкое понимание, как эту систему выстраивать, а сам регулятор сможет давать четкий ответ — что он будет контролировать, за что спрашивать и какие санкции применять», — уверен Владимир Чистюхин. Во-вторых, надзорный орган желает снять ограничения на проведение им инспекционных проверок: сейчас регулятор не может проверять банк дважды в течение одного отчетного периода по одному вопросу. Повторная проверка разрешается только при ликвидации или реорганизации банка, а также при наличии решения совета директоров ЦБ (но сделать это он может лишь при выявлении признаков неустойчивого финансового положения банка, угрожающего интересам его кредиторов). Как утверждают в ЦБ, все эти ограничения не дают регулятору возможности эффективно осуществлять контроль за кредитными организациями, в том числе и в части исполнения закона об отмывании нелегальных доходов. В-третьих, ЦБ планирует значительно увеличить штрафы за участие банка в легализации преступных доходов. Считается, что действующие денежные санкции из-за своей незначительности фактически стимулируют банки к невыполнению правил. Сегодня банкам, не исполняющим закон об отмывании «грязных» денег, может быть назначен штраф в сумме от 50 до 500 тыс. рублей, а должностным лицам — от 10 до 20 тыс. рублей. «Я не за то, чтобы применять жесточайшие меры воздействия, но надо понимать, что при повторном нарушении закона санкции должны быть максимально жесткими, сейчас же такой мерой может быть только отзыв лицензии», — поясняет Владимир Чистюхин.
В планах ЦБ есть еще один пункт, облегчающий его подопечным борьбу с «грязными» деньгами. Речь идет об изменении норм Гражданского кодекса (ГК), которые не позволяют банкам по желанию закрывать клиентские счета. «Мы бы хотели, чтобы кредитные организации при наличии обоснованных подозрений в том, что клиент связан с отмыванием денег и финансированием терроризма, могли в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета, выполнив перед таким клиентом все текущие обязательства», — делится мнением Владимир Чистюхин из ЦБ. По его словам, существующая норма в ГК давно уже устарела, и в развитых странах любой банк без объяснения причин может расторгнуть договор банковского счета: клиенту посылается уведомление с благодарностью за сотрудничество и предложением назвать новый счет, куда можно перевести деньги. Если в течение установленного времени клиент не реагирует, то ему выдается чек, который он может предъявить в банк в любое время и получить свои деньги. «Мы считаем, что такого рода полномочия очень помогли бы нашим кредитным организациям, — рассуждает Владимир Чистюхин. — Сейчас контролирующие органы могут предъявлять претензии к банкам, где открыты счета лиц, находящихся в списке экстремистов, даже если такой клиент несколько лет не обращался в банк».
Опасности кнута. Банкиры встретили инициативы чиновников без особого восторга. По словам начальника казначейства Конверсбанка Максима Дружинина, ЦБ пытается наказать банки за использование лазеек в существующей законодательной системе. Вместо этого необходимо создавать условия, при которых деятельность по легализации преступного бизнеса становится технически невозможной. Сейчас огромный денежный оборот по банковским счетам фирм-однодневок позволяет выводить наличные деньги из экономического оборота и контролировать теневые экономические процессы. «Административные меры по ликвидации этого оборота на уровне ЦБ — это попытка бороться со следствием, а не с причиной явления, — говорит Максим Дружинин. — В первую очередь необходимо реформировать налоговую систему, чтобы у субъектов экономической деятельности не было стимула уводить выручку в нелегальный оборот с целью избежания налогообложения. В противном случае мы вернемся к росту наличной массы в экономике». А исполнительный вице-президент банка «Траст» Николай Фетисов уверен, что для того, чтобы кредитные организации могли реально выполнять закон, сначала следует более четко определить, что считается отмыванием денег, а что считается «доходом, полученным преступным путем». К тому же, добавляет зампред банка «Союз» Сергей Львов, закон об отмывании «грязных» денег направлен не на борьбу с экономическими правонарушениями в целом, а лишь на их определенную часть. Причем далекую от банковской деятельности. Дело в том, что закон дает определение легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса РФ». А перечисленные статьи УК указывают на преступления, связанные с нарушением валютного, таможенного и налогового законодательства. Хотя именно с данными видами противоправной деятельности связана львиная доля подозрительных сделок, о которых банки направляют информацию в Финансовую службу по финансовому мониторингу (ФСФМ). «Торговцы наркотиками, оружием, террористы банковскими услугами пользуются крайне редко», — утверждает Сергей Львов.
Что касается увеличения суммы штрафов, то в ответ многие банки начнут перестраховываться и отправлять сообщения абсолютно обо всех операциях, которые по определенным критериям распознаются как подозрительные или подлежащие обязательному контролю. Такое мнение высказал эксперт-аналитик Газэнергопромбанка Николай Фадеев. Он полагает, что это создаст ситуацию, когда ФСФМ, куда отправляются все данные, будет не в состоянии проанализировать большое количество информации. «Считаю, что вместо введения очередных жестких мер будет лучше организовать в службе работу так, чтобы она справлялись с тем объемом информации, который у нее уже есть», — говорит эксперт.
Требование лучше советов. В то же время желание ЦБ придать своим рекомендациям по организации банками системы внутреннего контроля обязательный характер критики со стороны представителей финансовых институтов не вызвала. «В законе форма таких правил не определена, поэтому ничего противоречивого в придании существующим «рекомендациям» нового статуса «указаний» или «порядка» я не вижу, — рассуждает Сергей Львов из «Союза». — Тем более что начиная с момента выхода рекомендаций банковское сообщество рассматривало их именно как обязательные нормы построения системы контроля, а не те, от которых можно отступать». Председатель правления Национального банка развития Виктор Кострицын уверен, что нормативные акты всегда предпочтительнее рекомендаций, которые могут быть по-разному истолкованы или не приняты как однозначное руководство к действию. Что же касается увеличения числа инспекционных проверок со стороны регулятора, то и в этом банкир не видит ничего плохого. По его словам, регулирующий орган может проводить инспекционные проверки в банке в любой момент и в том количестве, которое считает нужным. «Если банк работает честно, ему нечего бояться», — уверен Виктор Кострицын.
С большей радостью банкиры восприняли идею о внесении изменений в ГК. «Необходимость дать банкам право закрывать счета клиентов, подозреваемых в отмывание денег и наносящих урон репутации банка, давно назрела», — соглашается начальник отдела комплаенс-контроля Международного московского банка Александр Наумов. А зампред Импэксбанка Алексей Коровин считает, что при внесении поправок в ГК важно соблюсти и интересы клиентов, четко прописав в законе основания, по которым банкам предоставляется право в одностороннем порядке расторгать договоры банковского счета. Впрочем, в интервью «Ф.» председатель правления Импэксбанка Дмитрий Еропкин заявил, что уже сейчас банк прекращает сотрудничество с клиентом, если его деятельность вызывает подозрения (см. № 22). Не исключено, что многие банки нарушают ГК и просто хотят узаконить существующую практику.
Однако суждено ли задачам ЦБ сбыться хотя бы в запланированной части — пока не известно. По мнению Владимира Чистюхина, внесение изменений в ГК — вопрос сложный и требует публичного обсуждения. Вместе с тем чиновник уверен, что к осенней сессии Госдумы регулятор окончательно примет решение — стоит вносить изменения в кодекс или нет.
Рубрики