Рубрики
Статьи

«Viberi» Ержан Татишев: «Определен объем в размере \$100 млн, но это не предел»

«Viberi» Ержан Татишев: «Определен объем в размере \$100 млн, но это не предел»
«Определен объем в размере \$100 млн, но это не предел»- Ержан, всем известно о вашей связи с московским Славинвестбанком, но, по официальным данным, вы контролируете только 10% его акций…
— Действительно, хотя формально мы владеем всего 10% акций «Славинвеста», фактически он уже рассматривается как наш дочерний банк. Мы предполагаем в течение этого года провести все необходимые юридические процедуры по увеличению нашей доли с 10 до 51% акций. Славинвестбанк выбрали потому, что он исторически имел отношение к казахстанским акционерам (до сентября 2002 года банк именовался «Международный банк Астана». — «Ф.»). Поэтому было проще достигнуть соглашения о получении постепенного контроля над банком. В течение двух последних лет мы провели все необходимые процедуры по перестройке банка на международные стандарты ведения бизнеса.
— На чем «Славинвест» будет специализироваться?
— В первую очередь на обслуживании корпоративных клиентов, торговом финансировании, работе с экспортно-импортными агентствами. Что же касается розницы, то мы пока не готовы рассматривать серьезное вхождение на этот рынок, хотя лицензия у «Славинвеста» есть на все виды банковской деятельности. Банк будет реализовывать нашу стратегию активного присутствия на российском рынке путем предоставления среднесрочных и долгосрочных ресурсов. Он будет операционным окном для общения с клиентами.
— Предполагается расширение его присутствия в России?
— Пока «Славинвест» является однофилиальным банком. У него есть допофисы в Москве, и пока не планируется открывать филиалы в регионах России. Там «ТуранАлем» будет сотрудничать с местными банками.
— Каким образом?
— В каждом регионе мы хотели бы найти местный банк, который бы соответствовал нашим требованиям с точки зрения прозрачности и профессиональности, и если такой банк будет заинтересован в привлечении стратегического инвестора, то мы готовы выступить в его роли. Мы планируем приобрести в России 5-6 банков. «ТуранАлем» активно сотрудничает со многими российскими регионами, за два последних года общий объем кредитов, предоставленных российским компаниям, составил около $500 млн. В этом году мы откроем представительства в Екатеринбурге, Казани, в следующем — в Санкт-Петербурге. Сначала мы будем заходить в регион через свое представительство, потом, если это будет признано целесообразным, будем покупать местные банки. Подобным образом планируется поступать почти во всех странах бывшего СССР, кроме Прибалтики, где существуют благоприятные условия для развития бизнеса. На Украине мы уже ведем переговоры о вхождении в один из местных банков, среди других приоритетных регионов — Молдова, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия, возможно, Узбекистан. Туркмению мы исключаем, так как там невозможно вести банковский бизнес. В Белоруссии сложно работать, но там хорошая промышленность, и у нас есть понимание, как там работать.
— Сколько денег планируете выделить на региональную экспансию?
— Пока определен объем в размере $100 млн, но это не предел. Если лимит будет исчерпан, но найдутся еще качественные банки, купить которые нам было бы интересно, вопрос об увеличении инвестиций подлежит обсуждению.
— По какому принципу вы будете строить свою банковскую группу?
— Это будет система дочерних банков, которые сохранят свое название и юридическую самостоятельность. Пока мы не будем делать отраслевых ограничений. Однако предпочтение будет отдаваться промышленности и перерабатывающим предприятиям.
— Сколько «ТуранАлем» уже заплатил взносов в систему страхования вкладов Казахстана?
— Ежеквартально мы платим взносы в размере 1,25% от суммы привлеченных депозитов. Поскольку доля «ТуранАлема» на рынке вкладов Казахстана велика и составляет 25%, то мы являемся одними из основных банков, кто формирует этот страховой фонд. За три года существования системы мы перечислили в него $5-6 млн.
— За счет чего вы компенсируете столь значительные потери? Обычно это делается за счет повышения ставок по кредитами и, наоборот, понижения по депозитам…
— Это та цена, которую необходимо платить, чтобы финансовая система республики была устойчивой, а доверие вкладчиков — высоким. Казахстанским банкам приходится компенсировать эти потери, повышая свою внутреннюю эффективность и понижая издержки. Но это не происходит за счет повышения ставок по кредитам, они в республике ежегодно снижаются. Это достигается за счет уменьшения стоимости ресурсов, привлекаемых банками, — как внешних, так и внутренних. Все наши ставки являются среднерыночными, потому что мы сами и формируем рынок. Сильного разброса на рынке нет, конкуренция идет не столько за счет ставок, сколько за счет грамотной работы с клиентами. Для конкретных проектов мы находим механизмы удешевления международных займов. Что же касается депозитов, то через фонд страхования существуют определенные рекомендации (вклад до $3 тыс. страхуется, если ставки в валюте не превышают 4,5, 5,5, 7,7 и 8% по срокам три месяца, полгода, год и свыше года соответственно — см. «Ф.» № 14). Однако влияния Национального банка Казахстана на конкретные ставки не существует — рынок есть рынок.
— Как часто в Казахстане отзывают лицензии у банков?
— Сейчас процедура отзыва лицензии носит чисто технический характер, и касается она в основном не банков, а кредитных товариществ, которые не имеют права работать с вкладчиками. Их доля на рынке не превышает доли процента, так что влияние на него незначительно. С начала 2000 года количество казахстанских банков сократилось с 200 до 35, из них в более чем 20 структурах присутствует иностранный капитал. Все банки являются участниками системы страхования вкладов, на 10 из них приходится 95% рынка, три банка занимают 70% рынка, на «ТуранАлем» приходится 25-30%. Сейчас минимальный объем капитала банка, установленный национальным банком Казахстана, составляет $7 млн. В 1995-1996 годах порог был $15 млн. Это было правильное решение, в результате которого в республике остались только крупные банки, поэтому процесс отзыва лицензии не может принять массового характера. Кроме того, все казахстанские банки перешли на МСФО — они понятны, прозрачны, и это было замечено международным сообществом. Казахстан первым среди стран СНГ получил инвестиционный рейтинг от международного агентства Standard & Poor’s. Это вывело нашу республику, в том числе и ее банки, на новый уровень инвестиционных возможностей.
— Как у вас ликвидируют банки?
— Если капитал какого-то банка Казахстана становится неадекватным или даже отрицательным, Национальный банк имеет право вне судебных процессов принудительно выкупить его акции по условной стоимости — допустим, за один доллар. Потом регулятор может привлечь стратегического инвестора, капитализировать банк, а затем его продать. Это и произошло с Туранбанком и Алембанком, на базе которых был создан «ТуранАлем». Этот инструмент существует в международной практике и позволяет избегать ситуацию, когда банки с отрицательными результатами имеют лицензию и продолжают работать, а регулятор не может вмешиваться в такую ситуацию.
— Вы раскрываете своих акционеров?
— По закону должно быть раскрыто право владения акциями до конечного физического лица. Если на него приходится более 5%, оно должно быть вписано в состав акционеров банка, если более 10% — то оно должно получить разрешение Национального банка на право владения данным пакетом. Поэтому Национальный банк знает всех акционеров своих банков до конкретного человека. Я являюсь акционером банка и лично владею пакетом в 22%. Офшоры у нас вообще запрещены, даже если он номинальный владелец. Стратегия развития «ТуранАлема» предполагает поиск стратегического инвестора, активы которого должны быть не менее $60 млрд. Это должен быть банк стран Европы. В 2006 году мы подойдем очень близко к поиску такого стратегического акционера.
«ТуранАлем» на 01.04.04
Активы — $2,9 млрд
Капитал — $238 млн
Кредитный портфель — $1,7 млрд
Депозиты населения — $1,04 млрдЕржан Татишев родился в 1967 году в селе Турбат Ленинского района Чимкентской области Казахстана. В 1991 году окончил Московский институт прикладной биотехнологии, в 1997 году — Казахстанскую государственную академию управления.
Ранее последовательно занимал должности вице-президента «Астана-Холдинга», зампреда и первого зампреда Казкоммерцбанка. С 1997 года — предправления банка «ТуранАлем». Женат, имеет четверых детей. Награжден золотым орденом «Во имя России».Банк «ТуранАлем» был создан в сентябре 1997 года в результате объединения Туранбанка (от тюркского «туран» — низменность, равнина) и Алембанка («алем» — мир). Это бывшие республиканские отделения Промстройбанка и Внешэкономбанка СССР соответственно.