Рубрики
Статьи

«Viberi» Дорогие ошибки

«Viberi» Дорогие ошибки
«Viberi» Дорогие ошибкиПолис страхования ответственности руководителей (directors&officers; liability insurance – D&O;) защищает компанию от судебных исков, поданных к ее управляющим, и позволяет компенсировать возникающий при этом ущерб. Претензии к директорам вправе предъявить акционеры, конкуренты и сами сотрудники компании. Поводом могут послужить неосмотрительные инвестиции, нарушение антимонопольного, трудового законодательств, предоставление недостоверной информации в отчетности, небрежность в юридических вопросах, растрата средств, ненадлежащий контроль над ответственными работниками. Если суд докажет, что все эти действия были совершены сознательно, никаких выплат не будет. Не поможет полис D&O; и в случае предъявления налоговых претензий, административных взысканий, нарушений Уголовного кодекса.
Первым в России полис D&O; приобрел «Вымпелком» еще в 1997 году, однако развиваться рынок начал относительно недавно, пару лет назад, и сегодня его объемы оцениваются в $40-60 млн. Пока ни одной выплаты по полису D&O; в России не было. У нас вообще пока не принято подавать в суд на руководителей компании, обычно иски предъявляются к самой фирме.
«Рынок D&O; в России увеличился за прошедшие месяцы этого года на 40-50%», – отмечает замначальника отдела страхования ответственности директоров и должностных лиц «Альянса» Сергей Гинзбург. Сегодня ответственность своих руководителей застраховали около восьмидесяти российских компаний, в их числе ТНК-BP, «Лукойл», «Норникель», РАО ЕЭС, «Роснефть», «Вимм-Билль-Данн», Альфа-банк, Росбанк, ВТБ, АФК «Система».
Вина руководителя должна быть доказана в суде, и только в этом случае страховщик обязан будет выплатить возмещение в пределах страховой суммы (лимита ответственности).
По словам руководителя проекта центра страхования ответственности «Росно» Дмитрия Чугунова, для компаний с капитализацией до $500 млн, не имеющих за рубежом активов и торгуемых ценных бумаг, лимиты обычно не превышает $5 млн. Если бумаги размещаются на международных биржах – $15-30 млн, если фирма управляет крупным холдингом, но при этом полис действует только на территории России – $5-10 млн. У лидеров в своей отрасли страховые суммы колеблются от $50 млн до $100 млн (а иногда и более), у растущих средних фирм – от $500 тыс. до $3 млн.
Стоимость страховки может достигать $100 тыс. Тарифы составляют 0,9-6% от страховой суммы в зависимости от финансовых показателей компании, наличия у нее опыта IPO, истории судебных разбирательств. Учитываются также модель корпоративного управления, способы привлечения финансовых ресурсов, степень государственного регулирования, состав акционеров или инвесторов.
На Нью-йоркской фондовой бирже наличие полиса D&O; обязательно, а на лондонской и франкфуртской биржах это является традицией делового оборота. Постепенно привыкают к ней и в России. «Около 80% российских страховок покупалось перед размещением», – уверяет Сергей Гинзбург. Остальные 20% полисов приходятся на компании, привлекающие зарубежные инвестиции или приглашающие независимых директоров. «Зачастую иностранцы просто не соглашаются работать на компанию без полиса D&O;», – поясняет директор по страхованию финансовых институтов брокерской компании Willis Михаил Васильев.
Бум IPO привел к необходимости создания специального полиса POSI (public offering of security insurance), покрывающего риски, возникающие при публичном размещении. В частности, полис с POSI приобрел для своих директоров и членов правления ВТБ. Оно и понятно: в ходе IPO у компаний появляется множество новых собственников, каждый из которых является потенциальным истцом – по статистике, больше всего жалоб на управленцев поступает именно от акционеров.
Российские компании, которые не планируют выходить на IPO, от ошибок страхуются крайне редко. Ведь процедура покупки полиса не ограничивается подписанием договора. Этому предшествуют анализ финансовой отчетности компании за два года, информации о слияниях и поглощениях, изменений в структуре капитала и корпоративного управления. А учитывая множество «дырок» в российском законодательстве, и оттого – изобилие сомнительных схем ведения бизнеса, лишь немногие отечественные компании готовы раскрыть информацию о себе. «Поэтому наличие полиса – это некий символ прозрачности, а прозрачность в наше время – престиж», – говорит Сергей Гинзбург.