Рубрики
Статьи

«Viberi» Чудеса в автопроме

«Viberi» Чудеса в автопроме
«Viberi» Чудеса в автопромеВ отличие от остальных чемпионов фондового забега, акции «Автоваза» росли независимо от финансовых показателей компании и ее достижений на рынке. Скорее даже вопреки им.
Продажи «Автоваза» на протяжении долгого времени стагнируют: о чем говорить, если как достижение преподносится увеличение продаж в 2007 году чуть больше чем на 6%. Лидер отечественного автопрома неуклонно сокращает долю рынка: в 2005 году на него приходилась примерно половина, в 2006-м – уже треть, а в 2007-м – только четверть. Аналитики прогнозируют, что в 2008 году доля «Автоваза» сократится до 20%. И это наиболее вероятный сценарий, учитывая растущую экспансию иномарок и активное строительство заводов по сборке иностранных автомобилей.
Динамика акций «Автоваза» обратно пропорциональна гнетущим перспективам: как раз с конца 2005 года началось стремительное восхождение бумаг на вершину фондового олимпа. Драйверы роста котировок были далеки от рыночных. Первой позитивной новостью для инвесторов стал приход на «Автоваз» в 2005 году команды из «Рособорон­экспорта»: государство не бросило один из стратегических активов. «Тогда акции компании пошли вверх в надежде на улучшение финансовых показателей благодаря новому менеджменту», – вспоминает Михаил Пак из ИГ «Капиталъ». – Показатели улучшились, но не настолько, чтобы обосновать столь резкий рост». Однако подключился другой фактор – в 2006 году началась стратегическая скупка акций с рынка в интересах самого «Рособоронэкспорта», что спровоцировало новую волну спекулятивной активности.
Масла в огонь подлило обнародование планов по ликвидации перекрестной структуры собственности. Планируется, что она завершится к лету 2008 года. Погашение казначейских акций, принадлежащих дочерним компаниям «Автоваза», приведет к уменьшению уставного капитала и росту стоимости акций компании, что сразу оценили участники рынка, начав новый виток агрессивной скупки бумаг с рынка.
Аналитики скептично оценивают показатели работы компании: она занимает довольно слабые позиции на рынке, и те рискует потерять. До сих пор у нее даже не было внятной стратегии развития: всё сводилось к туманному заявлению президента «Автоваза» Бориса Алешина о том, что, «может быть, нам все же удастся удержать долю рынка на уровне не ниже 25%». Даже для столь умеренно-оптимистичных планов нужно найти обоснование, ведь до сих пор «Автовазу» удалось разве что удачно выпрямить структуру собственности, реформировать систему сбыта и поставок комплектующих.
«Относительно долговременным спекулятивным фактором роста котировок были муссировавшиеся на протяжении последних двух лет слухи о том, что «Автоваз» намерен продать блокпакет стратегическому инвестору», – напоминает Михаил Пак. И рынок действительно встрепенулся после объявления о подписании соглашения по продаже 25% акций «Автоваза» концерну Renault-Nissan. Окончательно детали сделки станут известны 26 февраля 2008 года. От нюансов соглашения зависит многое. Особенно значимым будет результат переговоров об условиях технологического сотрудничества – это одно из самых слабых мест отечественного производителя. Одновременно планируется и презентация полноценной стратегии «Автоваза» по развитию группы. А пока рынок затаился в ожидании новостей, удерживая котировки на достаточно высоких уровнях.
«Автоваз»: Рост в 200 разЧисло сделок на РТС в 1999–2000 годахЦеновой диапазон (с учетом сплита)Цена на 28.01.200844$0,009–0,0305$1,8