Рубрики
Статьи

«Финанс.» — Блоги — Олег Мальцев (01.09.2008)

«Финанс.» — Блоги — Олег Мальцев (01.09.2008)
«Финанс.» — Блоги — Олег Мальцев (01.09.2008)Инвестиционные холдинги завуалированно рекламируют свои услуги, убеждая новичков, что им предлагают не сыр в мышеловкеСразу два крупных интернет-брокера объявили о запуске образовательных программ, повышающих финансовую грамотность россиян. «Брокеркредитсервис» окрестил свое детище «всероссийской неделей фондовых знаний». У «Финама» название получилось, пожалуй, еще более звучным: «федеральный образовательный проект ”Инвестируй грамотно!“». Объявлено о поддержке со стороны Минфина, которая заключается в том, что рекламе под слоганом «Инвестируй грамотно!» будет присвоен статус социальной и на ее размещении компания сэкономит 10–15%. Оба холдинга проведут бесплатные семинары на фондовую тематику в десятках городов. «Учим делать деньги» – сообщает «Брокеркредитсервис». «Деньги вас полюбят» – заманивает «Финам». Может показаться, что бизнес бескорыстно взял на себя миссию финансового просвещения, до которого у государства никак не дойдут руки. Однако инвестиционные холдинги в первую очередь решают другую негласную задачу – заинтриговать как можно больше новичков и прорекламировать собственные услуги. Сначала вам в общих чертах обрисуют механизмы фондового рынка. Затем сообщат, что первоначальных знаний недостаточно для успешной торговли, а дополнительные семинары платные. Параллельно посоветуют попробовать собственные силы на бирже, пополнив счет небольшой суммой. Если повезет, то заработаете «копеечку» и захотите рисковать по-крупному, отщипывая комиссионные с каждой сделки. Если же удача отвернется, значит вам подходит сектор коллективных инвестиций. Соответственно, посоветуют вложиться в ПИФы родственной УК или передать капитал в доверительное управление. Ритейловые брокеры долгое время росли, «перерабатывая» необстрелянных игроков, многие из которых затем утратили и часть сбережений, и интерес к фондовому рынку. Характерный показатель: среди 41 тыс. клиентов «Финама», зарегистрированных на ММВБ, 28,5 тыс. не совершали никаких сделок в июле. У «Брокеркредитсервиса» соотношение близкое: 38,7 тыс. к 27,3 тыс. Мне возразят, что здесь не только мертвые души, но и долгосрочные инвесторы, которые проводят операции раз в несколько месяцев. Уверяю, что таких немного. Брокерам эта категория клиентов вообще не нужна, поскольку дохода почти не приносит. Недавнее решение «Финама» штрафовать игроков за бездействие служит лишним подтверждением.Частные образовательные проекты не решают задачи объективного информирования населения. А ведь соответствующую госпрограмму анонсировали еще прежний руководитель ФСФР Олег Вьюгин и бывший замглавы Минфина Сергей Сторчак. На рубеже 2006–2007 годов инициатива выглядела особенно своевременной. После почти безостановочного роста фондовых индексов на рынок потекли деньги богатеющих граждан. Управляющие и брокеры хвастали двух, а то и трехзначными цифрами доходности за предыдущий период, и на повестке дня появилась тема массового финансового просвещения. Хотели как лучше, а получилось как всегда: вместо теории начали с практики – «народных IPO».