«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (24.04.2010)
«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (24.04.2010)Социологи рисуют портрет «идеального» банка. Больше всего на него похожи «госы». Это не реклама. Это проблемаВ финансовом мышлении россиян пытались разобраться ВЦИОМ и АСВ – запутанная картина получилась. Итак, для 44% респондентов ключевой фактор при выборе банка – участие в его капитале государства. Участие же в системе страхования вкладов – третий по популярности критерий (25%). Правда, проще перечислить банки, которые в эту систему не входят. Получается, респонденты больше доверяют государству-акционеру, чем государству-гаранту? Не совсем так. Дело в том, что о страховании вкладов ничего не знает примерно половина опрошенных. Еще 30% «что-то об этом слышали, но ничего конкретного сказать не могут». В результате факт существования ССВ влияет на инвестиционное поведение лишь 8% респондентов. В АСВ не склонны говорить о провале информационной кампании, по мнению специалистов агентства, знание стало «фоновым». Дело не только в доверии. С «государственностью» хорошо сочетается вторая по важности характеристика «идеального» банка – выгодные условия по кредитам (ее назвали 27% опрошенных). Но загадочна душа русская. 65% участников того же опроса уверяют, что за последние три года не занимали у банков. Отношение к кредитам у 29% респондентов «не изменилось и остается скорее отрицательным», у 26% – «скорее положительным», у 15% ухудшилось и только у 4% улучшилось. По подсчетам социологов, в 2005–2007 годах проникновение кредитования в народ было более глубоким, чем в 2007–2010-м. Однако эти данные плохо «бьются» с официальной статистикой ЦБ: остаток задолженности по розничным кредитам на 1 марта 2010-го был на 40% больше, чем на 1 марта 2007 года. Стали занимать реже, но больше?Если условия по кредитам так важны для россиян, логично предположить, что они готовятся к потребительскому буму. Но в то же время в АСВ полагают: «При сегодняшнем дефиците инвестиционных проектов банки в текущем году могут столкнуться с избыточным предложение денег со стороны населения, что вынудит их устанавливать фактически «заградительные» ставки по депозитам». Интересно, что только 12% вкладчиков отреагируют на снижение доходности увеличением потребления, 11% – сменят стратегию накопления. Но самый большой процент – 28% – просто не знают, что делать в такой ситуации. Скорее всего, ничего, будут постепенно отдавать тот бонус к инфляции, который им банки «подарили» в кризис. Именно так собираются поступать еще 27% опрошенных. Удивляться нечему – 24% россиян копят «на всякий случай», четкой цели нет, отсюда и пассивность. А вообще тезис об «избыточном предложении денег» плохо соотносится с другим выводом социологов: доля граждан, способных сберегать, сократилась по сравнению с докризисным временем с 47 до 41%.Кризис повлиял и на другие клиентские параметры россиян – они стали менее притязательными. В 2007 году «высокое качество обслуживания» было ключевой характеристикой для 33%, теперь для 21%. Это, конечно, плюс неповоротливым госгигантам, но есть для них и минус – люди стали придавать меньше значения разветвленности офисной сети.
Рубрики