Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (16.01.2010)

«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (16.01.2010)
«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (16.01.2010)Доброе имя и правовая защита вызывают больше доверия, чем просто доброе имя. Не все участники рынка понимают этот очевидный фактИли дело не в доверии, а в цеховых интересах, боязни прецедента? Ни ФАС, ни ФСФР еще не разобрались в ситуации с претензиями к «Тройке Диалог», а некоторые управляющие уже поспешили заподозрить недовольных клиентов компании в поисках крайнего, мол, потеряли в кризис, а теперь пытаются отыграться на УК. Что ж, позиция понятна – своих надо защищать. Но только деньги управляющим приносят не свои – коллеги, а совсем «чужие» – клиенты.В угоду цеховым интересам порой искажается сама природа индивидуального доверительного управления. Мол, если ты доверил деньги портфельному менеджеру, то не надоедай ему своими вопросами и советами, он профессионал – сам разберется. Риски же потерь, будь добр, оставь себе. Допустим, в 2007 году я выбрал консервативную стратегию. Вы помните, что в 2007-м считалось консервативной стратегией? Правильно, вложения в облигации, и не важно в какие. Но приходит осень 2008-го, и мой управляющий решает прикупить бондов какого-нибудь умирающего девелопера или ритейлера. Должен ли он меня уведомить о своих планах? В зависимости от того, что написано в договоре? Должен в любом случае, если мы говорим об ИДУ. Должен не просто поставить в известность, но и объяснить, почему эта сделка (особенно, если она адресная) отвечает моим консервативным интересам. Нет времени на разговоры с инвестором? Это ваши проблемы, господа управляющие, поднимайте планку для вхождения в ИДУ, чтобы «индивидуальных» клиентов стало ровно столько, на сколько вам хватает ресурсов. Остальных отправляйте в ПИФы.Шансов доказать злой умысел управляющего, набивающего клиентский портфель мусором, очень мало. Но те «профессионалы», которые этим пользуются, ведут несколько иной бизнес, точнее и не бизнес вовсе. Формула «виноваты не мы, а те, кто нам доверил», очевидно, доверия не прибавляет. Именно потому, что умышленную игру против клиентов доказать сложно, надзорные органы должны жестче наказывать за формальные нарушения. Внимательнее к ним могли бы относиться и суды, устанавливая причинно-следственную связь между действиями сотрудников УК и убытками клиентов. Если управляющие допускают ошибки, пусть даже технические, компании, а не доверители, обязаны за них платить.Если УК – не важно, крупная или мелкая – действительно виновата перед инвесторами, то санкции в отношении нее пойдут на пользу индустрии доверительного управления. Прецеденты не скомпрометируют этот бизнес, напротив – инвесторы поймут, что соблюдение их прав обеспечивает административная и судебная практика, а не только чье-то доброе имя. Но нарушения, конечно, нужно доказывать, иначе толку от наказания нет.