Рубрики
Статьи

«Финанс.» Анна Ким об увольнениях на «Автовазе»

«Финанс.» Анна Ким об увольнениях на «Автовазе»
«Финанс.» Анна Ким об увольнениях на «Автовазе»В«АвтовазВ» объявил о предстоящем сокращении численности персонала на четверть, до 75 тыс. человек. Случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Если компания несет убытки, но хочет выжить, она должна сокращать издержки. Если склады затарены ее продукцией и перспективы рассасывания этих запасов в сколько-нибудь обозримом будущем призрачны, нужно сокращать производство. Руководство В«АвтовазаВ» считает, что способно вывести бизнес на прибыль при объеме выпуска 500В тыс. машин в год.Вполне естественно испытывать тревогу за судьбы 27,6 тыс. человек. Но и продолжать поддерживать компанию как некий социальный проект тоже невозможно, слишком это дорого для налогоплательщиков. Сколько российские потребители за последние 15 лет переплатили в результате протекционистских мер, направленных на защиту постсоветского автопрома, – представить страшно. Даже 25В млрд рублей, которые были выделены на В«спасениеВ» В«АвтовазаВ» в этом году, скорее всего пустяк по сравнению с этой суммой.Массовые увольнения в крупных компаниях – нормальная примета кризисного времени. Это болезненно, но это часть оздоровления экономики, препятствовать лечению больного – значит загонять его вВ могилу. В одной только General Motors, прошедшей процедуру банкротства минувшим летом, число занятых сократится за нынешний год на 27 тыс. человек. Причем автопроизводители начали закрывать свои заводы в США и увольнять рабочих задолго до начала кризиса, который всего лишь ускорил крах Детройта и сделал его дороже для налогоплательщиков. Американская администрация потратила более $70 млрд на поддержку своего автопрома, и есть большие сомнения в том, что эти деньги когда-нибудь вернутся в бюджет. Но обязательным условием предоставления государственных средств было наличие планов реструктуризации: отрасль должна стать не только меньше, но и конкурентоспособнее.В Государство будет проходить свой первый серьВ­езный тест на способность предлагать не бумажно-программные, а реальные меры по стимулированию занятости. К сожалению, таких тестов предстоит пройти еще много: экономика обременена немалым числом полумертвых предприятий – неэффективных, но дающих работу поселкам и целым городам. Раздать каждому пенсионеру по прибавке в 46% технически несложно, были бы деньги и политическая воля. Чтобы трудоустроить десятки тысяч людей в моногородах, нужны не только финансы, но иВ идеи. Причем в каждом конкретном случае придется, скорее всего, искать эксклюзивный рецепт, да такой, чтобы его стоимость оказалась подъемной для экономики. Подозреваю, что такие идеи будут в большом дефиците. Но даже при их наличии для успешного воплощения придется попотеть. Всемирный банк недавно опубликовал свежий рейтинг, в котором страны расставлены по уровню удобства для работы предпринимателей, в том числе для старта в бизнесе. Россия заняла в списке 120-е место из 182 возможных.