Рубрики
Статьи

«Viberi» Афиша

«Viberi» Афиша
«Viberi» АфишаКино. С 9 по 16 октября любители наивно-трогательных историй, песен и индийских танцев могут утирать слезы радости: посольство Индии в Москве проводит Фестиваль индийских фильмов, который пройдет в кинотеатре «Пять звезд». Стилистический диапазон картин широк: классика и современность, фильмы Сатьяджита Рэя, Мринала Сена, Шьяма Бенегала… Продукция Болливуда, как и прежде, востребована: около 1000 фильмов сходит ежегодно с конвейера индийской фабрики грез.
Московский фестиваль откроется трилогией «Лааган» режиссера Ашутоша Говарикара, которая в прошлом году была номинирована на премию «Оскар». Фильм, основанный на документальных фактах, рассказывает о восстании индийских крестьян против британских колонизаторов. Народный бунт не только беспощаден, но и оригинален: для того чтобы освободиться от налогов, главный герой фильма (Амир Кхан) вызывает англичан на бой… в крикет. Чисто английская игра приносит удачу угнетенным: ради глотка свободы можно научиться даже ювелирно загонять мячик в лунку.
То, что случилось «Однажды в Мексике», теперь можно увидеть и в Москве: в конце прошлой недели в столице стартовал одноименный сиквел фильма «Отчаянный». В криминальном боевике режиссера Роберта Родригеса бороться за власть и против власти будут Антонио Бандерас, Микки Рурк, Джонни Депп, Сальма Хайек, Уиллем Дефо и даже певец Энрике Иглесиас.
Фильм снят по обычному принципу Роберта Родригеса: сам себе не только режиссер, но и сценарист, продюсер, монтажер, композитор, etc. Семь недель съемок, бюджет в $30 млн, захватывающие сцены и много крови — таков фильм «Однажды в Мексике». Помимо внешних эффектов существует сюжет: мексиканский наркобарон (Уиллем Дефо) решает свергнуть правительство. Помочь ему в этом собирается генерал Маркез, за которым в свою очередь охотится коррумпированный агент ЦРУ (Джонни Депп). Уничтожить генерала нанимается странствующий музыкант (Антонио Бандерас). Все следят за всеми, враги ходят друг за другом по пятам, и это напоминает игру в кровавые кошки-мышки.
Музыка. Маэстро Геннадий Рождественский выбирает забытые мелодии. 7 октября в Большом зале консерватории прозвучит «Лирическая симфония в 7 песнях» австрийского композитора Александра Цемлинского. При жизни Цемлинский был известен скорее как дирижер. О том, что он еще и писал музыку, вспомнили лишь в конце 80-х, спустя более чем 40 лет со дня смерти музыканта. В России же творчеством Цемлинского до недавних пор увлекались лишь немногие музыкальные гурманы. Любопытство пробудил Валерий Гергиев, включивший в фестиваль «Звезды белых ночей» сразу четыре произведения композитора. Музыкальный ликбез продолжит Геннадий Рождественский совместно с Симфонической капеллой России и солистами Лидией Токарской (сопрано) и Валерием Планкиным (баритон). Вечер разбавит музыка Брамса: сольную партию в Первом фортепианном концерте сыграет супруга Геннадия Рождественского, пианистка Виктория Постникова.
На следующий день БЗК будет отдан во власть классики самого высокого ранга: Михаил Плетнев и Российский Национальный оркестр исполнят произведения Баха и Моцарта. Концерт проходит в рамках гастрольного тура, который мэтр посвящает 100-летию со дня рождения Владимира Горовица — одного из самых виртуозных пианистов XX века. О знакомстве Горовица с Плетневым ходит легенда: в 1986 году, спустя почти 60 лет после эмиграции, знаменитый пианист давал концерт в России. Тогда же маэстро довелось услышать игру молодого Михаила Плетнева. «Зачем приезжать в страну, где уже есть столь блестящий талант?» — прокомментировал он выступление Плетнева. Теперь гастролирующий по всему миру Михаил Плетнев посвящает концерты памяти маэстро.
Джаз может звучать по-русски, а может — по-американски. 10 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского будут импровизировать чернокожая вокалистка Мельба Джойс (в 60-е годы на Бродвее она пользовалась огромным успехом в постановке Black and Blue) и солист американского оркестра Арта Блейки Jazz Messangers трубач Валерий Пономарев. Играть джаз «по-русски» будут известные джазмены — контрабасист Андрей и пианист Михаил Ивановы, саксофонист Антон Румянцев, ударники Дмитрий Севастьянов и Юрий Генбачев и ансамбль солистов оркестра «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна. «Это первый концерт из цикла, который задуман совместно с Московской филармонией, — рассказал журналу «Выбери!by» один из вдохновителей проекта Андрей Иванов, — основная идея которого состоит в соединении «черного» джаза с европейской традицией. Гарлемский джаз не вымышлен, не выведен искусственно: это сама жизнь, это песни о том, что происходит вокруг. В Европе такое просто невозможно: ей остается лишь копировать и пытаться воспроизвести дух гарлемского джаза. Зато она сильна в его симфоническом, оркестровом исполнении. Такое сочетание двух культур, конечно, не открытие: в 80-х подобные концерты были очень популярны в Америке. Но в России, в Москве такие эксперименты до сих пор не проводились».
Выставки. В Мультимедийном комплексе актуальных искусств Московского Дома фотографии открылась выставка «Илья Кабаков. Фото- и видеодокументация жизни и творчества», которая приурочена к его 70-летнему юбилею. Самый известный и продаваемый за рубежом российский художник эмигрировал на Запад в 1988-м и с тех пор ни разу не возвращался на родину. Певца советских коммуналок (а именно эта тематика сделала его знаменитым) трижды признавали лучшим художником современности, и вот уже 12 лет он входит в десятку наиболее востребованных художников мира. Его инсталляции «Человек, улетевший в космос», «Человек, улетевший в картину», «Мусор» входят в постоянную экспозицию Центра современного искусства Жоржа Помпиду, три выставки его инсталляций открылись на днях только в Германии. Тем не менее в Москве первая и на данный момент единственная выставка прошла в середине 90-х: она собиралась из работ, которые удалось отыскать в России. Нынешняя экспозиция МДФ — фото- и видеодокументация творчества художника — скорее некий жест и надежда на то, что рано или поздно работы Ильи Кабакова смогут увидеть и у нас.
Театр. В Большом театре — первая премьера сезона. 8 октября с Новой сцены главного театра страны зазвучит опера Джузеппе Верди «Макбет». Над режиссурой самой зловещей трагедии Уильяма Шекспира колдовал литовский режиссер Эймунтас Някрошюс, а над сценографией работал его сын, художник Мариус Някрошюс.
В новом сезоне Большой продолжает арендовать успешные постановки зарубежных коллег. «Макбет» — спектакль флорентийского театра Maggio Musicale Fiorentino и компании из Палермо Teatro Massimo — был создан для фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и перекочевал на московскую сцену менее чем через год после итальянской премьеры. Сама опера в Большом подзабыта более чем основательно: «Макбет» не ставили в театре уже 150 лет. Теперь роль злодея Макбета исполнит Сергей Мурзаев, партию леди Макбет споет Анна Шафаржинская, а управлять оркестром будет итальянский дирижер Марчелло Панни, который выступал на сценах «Ла Скала», «Метрополитен-Опера», в оперных театрах Рима, Вены и Цюриха.
В Москве продолжается Международный фестиваль современного танца Dance Inversion. На этой неделе московские зрители смогут оценить актуальное искусство балетных компаний Китая и Франции. 6 октября на сцене Московского Международного дома музыки Труппа современного танца Гонконга представит балеты «Девять песен» балетмейстера Хелен Лай и «Ветер и огонь Китая» хореографа Вилли Цао. Последний, кстати, и является руководителем труппы, которая существует с 1979 года. За это время компания успела создать 150 оригинальных постановок и побывать с гастролями в 57 странах мира.
11 и 12 октября театр «Новая опера» будет принимать французских гостей: Национальный центр хореографии Нанта дает спектакль «Дикие маки» хореографа Клода Брюмашона. «Этот спектакль, балет, посвящен чувственным людям, — говорит Брюмашон, — тем, кто осмеливается снять с себя покровы на свету и кто показывает правдивость своих идеалов без уловок. Как одно целое, артисты одного времени опрокидывают рамки приличия, уничтожают маски и благонамеренность, все то, что мешает, стоит на страже закона, вырываются вперед и живут». Спектакль пронизан страстью и чувственностью. Что, впрочем, вполне характерно для французов.