Андрей Нечаев:«Надо было просить денег, и побольше» — ФИГУРЫ — №37 (223) 01 октября — 07 октября 2007 — Архив — Выбери!by
Андрей Нечаев:«Надо было просить денег, и побольше» — ФИГУРЫ — №37 (223) 01 октября — 07 октября 2007 — АрхивНаталья Шакланова, заместитель главного редактора «Выбери!by»Российская финансовая корпорация (РФК) была создана 14 лет назад как прообраз первого отечественного банка развития. Единственный акционер РФК – Росимущество. Как указано на сайте банка, он «наделен функциями агента правительства России по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе». Только вот свои агентские функции банк не выполняет. Президент РФК, бывший министр экономики Андрей Нечаев, рассказал, чем сейчас занимается корпорация и почему она хоть и стала банком, но вовсе не таким, каким первоначально предполагалось.
— Андрей Алексеевич, РФК — единственный стопроцентный госбанк, о котором акционер, похоже, совершенно позабыл… — Государство о нас не забывает, так как регулярно требует выплаты дивидендов. Что мы, как люди законопослушные, аккуратно и делаем. И по ставкам гораздо более высоким, чем другие госбанки. С нас берут в среднем около 20% от чистой прибыли. Скажем, Россельхозбанк и ВТБ платят порядка 10%.
— Но у них и прибыль не сравнима с вашей…- Странная логика – если прибыль в абсолютном выражении меньше, то нужно забирать большую ее долю. Сейчас капитал РФК составляет около 100 млн рублей, а изначально нам дали всего 10 млн рублей. Так что мы не только не проели государевы деньги, но и приумножили, пережив при этом все кризисы и дефолты. Плюс, как уже говорилось, выплачивая относительно высокие дивиденды. Думаю, что и многие частные банки, не говоря уже о государственных, могут позавидовать нашей рентабельности.
— А у правительства нет планов по увеличению капитала РФК?- Правительство увлечено созданием нового Банка развития с капиталом в $3 млрд, и я искренне желаю им успеха. Хотя нынешний Банк развития — не первое и даже не второе издание этой идеи. В свое время РФК создавалась как прообраз первого российского банка развития, потом были созданы Российский банк реконструкции и развития, Всероссийский банк развития регионов, Росэксимбанк, Российский банк развития – и никто, в общем-то, на этой ниве не преуспел.
— А почему не преуспела РФК?- Во-первых, я не считаю, что не преуспела, учитывая тот мизерный объем средств, которые она получила при создании. Когда я придумывал создание РФК, еще работая министром экономики и вовсе не имея в виду себя в качестве ее президента, я подготовил проект соответствующего указа президента. И вот в день своего рождения, 2 февраля 1993 года, с большим интересом обнаружил свой несколько видоизменнный указ, подписанный президентом. В нем предписывалось создать корпорацию «Госинкор», передав ей активов на миллиард долларов. Надо отдать должное принципиальности Ельцина. Через две недели он подписал близкий указ по созданию РФК — правда, без миллиарда долларов, к сожалению. Вот за что я ругаю свою аппаратную неопытность в плане создания РФК.
— Миллиард обещали вам, а дали «Госинкору»?- Мне не обещали миллиард. Я его даже и не просил. Я предлагал создать государственный инвестиционный фонд и передать его в управление корпорации. Из этого фонда должны были стимулироваться частные инвестиции по принципу — я вкладываю один рубль, вы добавляете два или три. Увы, оказалось, что надо было просить денег непосредственно в уставный капитал, и побольше. Инвестиционный фонд тогда так и не создали. Впрочем, деньги «Госинкора» и шикарное здание за десять лет куда-то исчезли, и корпорация прекратила свое существование несколько лет назад в результате указа уже президента Путина. Настоящая афера. А мы без миллиарда долларов живем и здравствуем, да еще и платим дивиденды.
— Почему РФК не было предложено войти в состав Банка развития, как Росэксимбанку и РосБР?- Я думал об этом, и даже обсуждал эту тему на слушаниях в Совете федерации и с руководителями МЭРТ. Они не настаивали, а я, честно говоря, и для себя не решил вопрос, нужно ли нам входить в Банк развития. Мы бы там просто растворились.
— Поговаривают, что судьба РФК была бы более удачной, не позволь вы себе критику в адрес Путина по поводу действий спецслужб по спасению заложников «Норд-Оста»…- Я знаю только, что вскоре после тех трагических событий орден мне к 50-летию не дали, хотя представление было подписано и Грефом, и Лужковым, и Полтавченко, и руководством Росимущества. Завернули на самом верху администрации президента. Я спрашивал крупного чиновника из администрации, который формально дал отрицательное заключение, почему он это сделал. Тот ответил, мол, ему это «настоятельно рекомендовали». Самое смешное, что вскоре его самого выгнали из Кремля. Все эти игры ничто по сравнению с жертвами «Норд-Оста». У меня там погиб племянник, приемная дочь чудом выжила.
— РФК еще в 2005 году была включена в прогнозный план приватизации – этот вопрос уже снят с повестки дня?- Мы получили банковскую лицензию в конце 2005 года, а по закону о банках и банковской деятельности учредители в течение первых трех лет не имеют право выходить из состава участников. Так что до июля 2008 года нас нельзя приватизировать. А вот после, думаю, вопрос о приватизации РФК непременно поднимется. Но я сам лично за это не ратую.
— Почему?- Например, потому что у меня нет денег для выкупа РФК.
— Но можно найти достойного инвестора…- Пока я предпочитаю, чтобы моими «хозяевами» были председатель Росимущества и его куратор – министр экономики.
— В чем сейчас заключается бизнес РФК?- Главное — работа на рынке ценных бумаг, хотя мы оказываем весь спектр банковских услуг, плюс инвестиционный консалтинг.
— В 2006 году вы заключили всего 2 договора на брокерское обслуживание и 8 на дилерское – насколько вы активизировали свою работу в 2007 году? — Мы получили новые лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг только в начале 2006 года. Сейчас у нас более двух десятков договоров доверительного управления и брокерского обслуживания.
— Кто ваши клиенты? — В основном частные лица. Мы пытаемся работать в нише private-banking на рынке ценных бумаг.
— Они как-то связаны с государственной службой?- Это не чиновники. У нас, как ни странно, очень много журналистов. Видимо, потому, что эти люди по складу характера не готовы управлять своими деньгами, а с другой стороны, они уважительно относятся к корпорации и ко мне лично.
— И каков порог вхождения в ваш private-банкинг?- Формально у нас определено, что мы принимаем от 300 тысяч рублей, но реально я говорю всем приходящим людям, включая своих приятелей, что если у вас нет серьезных денег или вы боитесь каких-то рисков, начните с миллиона рублей. Это минимальный размер портфеля, который хоть как-то позволяет диверсифицировать вложения.
— Что у вас есть такое, что вы можете предложить клиенту, и чего нет у ваших конкурентов?- Я ни с кем РФК не сравниваю. Безусловно, наш банк уникален по своей истории, потому как он создавался, как он эволюционировал. Сейчас РФК — профессиональный участник рынка ценных бумаг для среднего класса. Для нас пока еще каждый клиент — штучный товар. Мы вместе с ним обсуждаем возможную инвестиционную стратегию, выслушиваем все пожелания. Во многих банках с клиентами будут разговаривать, только если они принесут как минимум $1 млн.
— А какую максимальную доходность обеспечили по итогам прошлого года?- По итогам первого квартала 2006 года – до 180% годовых. Но это, конечно, экстрим. Тогда рынок бурно рос, последние полгода ситуация многократно хуже, очень многое зависит от того, когда вы на этот рынок зашли. Те из клиентов, которые получили в первом квартале 180% годовых, по итогам года получили 35%. Есть клиенты, которые, к моему большому сожалению, пришли за 10 дней до майского обвала, и получили минус Сейчас ситуация в принципе интересная для того, чтобы входить на рынок. Если доллар очень сильно упал, это не значит, что он будет падать всегда. Ну, конечно, если не случатся какие-то катаклизмы с американской экономикой. Во что я, в общем-то, не верю, потому что это никому не выгодно.
— Разве кризис бывает тогда, когда он кому-то нужен?- Мы живем в XXI веке, и сейчас все-таки роль государства чрезвычайно велика, в том числе и на финансовом рынке. Очень многое зависит от государственной политики не только от США, но и Китая. Китай держит более триллиона долларов американских ценных бумаг. Понятно, что тем самым он просто стимулирует свой экспорт за счет поддержания относительного низкого курса юаня. Если на секунду представить, что китайцы завтра продадут все бумаги, конечно, американский фондовый рынок ждет коллапс, но также и понятно, что после этого через короткий промежуток времени коллапс ждет значительную часть китайской промышленности, которая ориентирована на экспорт. Понятно, что этого не будет, так крах экономики, которая составляет 25% мирового ВВП, невыгоден остальным 75% производителей. Я меньше всего хочу выглядеть апологетом и адвокатом американской экономики — тем более, что Буш-младший наделал огромное количество глупостей с точки зрения экономики. Но, думаю, что слухи о ее смерти слишком преувеличены.
Эндшпиль- Аудиторы Счетной палаты уверяли, что в 2002–2005 годах РФК оказывала банковские услуги, не имея на то лицензии ЦБ…- Ограниченная банковская лицензия была у нас еще в 1994 году. Это была уникальная лицензия – думаю, ни у кого такой не было. Там было написано что, предприятие имеет право привлекать средства юридических лиц в рублях и иностранных валютах и выдавать кредиты по согласованию с заемщиками. Конечно, это не создавала реальных возможностей для развития банковского направления, но, по крайне мере, мы потренировались вести банковский баланс, бухгалтерский учет. Конечно, когда в 2005 году мы получили полноценную лицензию ЦБ, пришлось в значительной степени перестраивать всю деятельность, набирать новых специалистов, делать полноценный оперзал, хранилище, кассы, менять все программное обеспечение. Мы ведем переговоры с российскими системами денежных переводов, и, возможно, станем расчетным банком для одной из них. РФК также планирует заниматься эквайрингом, валютообменными операциями – первый обменник открыли на днях. У нас действует современная система «банк-клиент». Мы научились работать с внешнеэкономическими сделками клиентов. Одним словом, база создана. Готовы оказывать почти весь спектр банковских услуг, оставаясь при этом, как любой небольшой банк, гибкими, ориентированными на нужды клиента.
— В 2008 году вы уже можете подавать заявку на вступление в систему страхования вкладов – вы планируете это делать?- Мы об этом подумываем. Однако, для этого нужно пережить очередную комплексную проверку ЦБ. Мы уже столько проверок пережили. Так Счетная палата проверяет нас каждые пять лет.
— А чем вас смущает проверка ЦБ?- Она меня не смущает. Нам нечего скрывать. Мы абсолютно прозрачный банк. Но просто любая проверка это всегда некий паралич для коллектива. Из ЦБ проверяющих приходит больше, чем в бухгалтерии у меня работников.
— У РФК была опыт по созданию банковского холдинга Росинбанк – вы не планируете реанимировать эту идею?- Я не могу вернуться к этой идее, пока она не овладеет хотя бы несколькими банками. Тогда ко мне обратились за помощью, и я подсказал, как лучше организовать работу кредитных организаций, создав банковский холдинг. Тогда только-только были внесены изменения в законодательство, позволявшие их официально создавать. Может быть, тогда эта идея опередила время, хотя я считаю ее до сих пор перспективной. Очень жаль, что у владельцев структур, вошедших в Росинбанк, на каком-то этапе корпоративные интересы оказались выше интересов создания и развития холдинга.
ФактыАндрей Нечаев родился 2 февраля 1953 года в Москве. Окончил экономический факультет МГУ. В 1979–1991 гг. работал в Центральном экономико-математическом институте и в Институте экономики и прогнозирования научно-технического прогресса. В 1991 году – замдиректора Института экономической политики народного хозяйства. С ноября 1991 по февраль 1992 года – первый замминистра экономики и финансов РСФСР, с февраля 1992 по март 1993 года – министр экономики. С апреля 1993 года – президент РФК.
Рубрики