Рубрики
Статьи

За счет чего живут клубы — ГЛАВНАЯ ТЕМА — № 45 (86) 29 ноября — 5 декабря 2004 г.

За счет чего живут клубы — ГЛАВНАЯ ТЕМА — № 45 (86) 29 ноября — 5 декабря 2004 г.
За счет чего живут клубы — ГЛАВНАЯ ТЕМА — № 45 (86) 29 ноября — 5 декабря 2004 г. — АрхивОсновной доход российского спортивного клуба образуется за счет спонсорских контрактов, которые делятся на две неравные части. Большая часть — спонсорский контракт владельца клуба и по совместительству титульного спонсора. По сути, это финансирование дефицита бюджета. Другая, меньшая часть складывается из рекламных контрактов. В отличие от Запада, где в качестве титульного спонсора выступают компании, ориентированные на конечных потребителей, — сотовые операторы, авиакомпании и т. д. (Manchester United — Vodafone, Arsenal — Emirates Airline), в России ими являются сырьевые концерны («Зенит» — «Газпром», «Спартак» — «Лукойл»). Суммы подобных контрактов составляют от нескольких миллионов до полутора десятков миллионов долларов. Доходы от прав на телевизионные трансляции пока не играют значительной роли. В 2004 году ВГТРК заплатил Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) $5 млн. Эта сумма делится между клубами по очень сложной сумме. Доход футбольного клуба зависит от рейтинга трансляции матча по телевидению и от места в турнирной таблице по итогам года. В хоккейной лиге «телевизионные деньги» делятся поровну между 16 клубами.
Если посмотреть на статистику посещаемости и цены билетов, то доход от продажи билетов и абонементов пока не играет значительной роли в бизнесе клубов. Относительно большая билетная программа есть у футбольных клубов — «Локомотива», «Зенита» и «Крыльев Советов». Но даже у лидера по этому направлению — «Зенита» продажа билетов обеспечивает менее 10% бюджета. В то же время английскому клубу Manchester United расширение стадиона на 3 тыс. дополнительных мест даст дополнительный доход в $5-6 млн. Аналогичная ситуация и в продаже спортивной атрибутики, которая в лучшем случае приносит сотни тысяч долларов.
На следующую статью доходов могут рассчитывать только лидеры внутренних чемпионатов. Речь идет о европейских клубных первенствах. Однако опять же на солидный доход могут рассчитывать лишь футбольные команды. Московский «Локомотив» заработал за выступление в прошлом сезоне в Лиге чемпионов около $8 млн. В этом сезоне борьбу за европейские кубки продолжают футбольный ЦСКА и «Зенит».
Трансферы игроков образуют как доходную, так и расходную часть бюджетов футбольных клубов. Пока существует явный перекос в сторону покупки игроков, когда суммы сделок составляют миллионы долларов. Продажи игроков, в том числе на внутреннем рынке, приносят сотни тысяч долларов.
Второй основной статьей расходов спортивных клубов является зарплата игроков. Зарплата в российских чемпионатах составляет от десятков тысяч долларов до круглой суммы в $1,55 млн («Выбери!by» подробно расскажет об уровне зарплаты российских спортсменов в следующем номере).
Остальной бюджет клубов тратится на административно-коммерческие нужды, такие как перелеты, организация тренировочного процесса и т. д.Рейтинг спортивных клубовБезумная Москва10 самых дорогих покупок футбольных клубов в 2004 г.10 самых дорогих баскетболистов, перешедших в российские клубы перед сезоном 2004/05 г.Сергей Фальков: «Многие из спортивных менеджеров не работали в бизнесе»Владимир Вайнштейн: «У нас совершенно неспортивная страна»Владимир Шалаев: «Лига может быть прибыльным бизнесом»