Рубрики
Статьи

Владимир Потанин объявил себе войну — ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ — ГЛАВНОЕ — № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by

Владимир Потанин объявил себе войну — ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ — ГЛАВНОЕ — № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Владимир Потанин объявил себе войну — ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ — ГЛАВНОЕ — № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Номера за 2003 год — АрхивПрезидент холдинга «Интеррос», главный специалист страны по проведению сомнительных реструктуризаций, ведущий эксперт в области выдавливания мелких акционеров из капитала своих компаний Владимир Потанин решил резко сменить имидж. Не далее как 25 марта он был избран председателем вновь созданного национального совета по корпоративному управлению. Теперь президент «Интерроса» будет совершенно официально при поддержке госструктур учить директоров, президентов и владельцев отечественных компаний, как правильно строить отношения с инвесторами и мелкими акционерами. Пожалуй, лучшей кандидатуры на этот пост не найти.Ирина СпиридоноваНа днях закончился второй этап построения нового энергомашиностроительного холдинга, контролируемого Владимиром Потаниным. В новую структуру под названием «Силовые машины — ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт» вошли одноименные заводы (контрольные пакеты акций), управляющая и сбытовая компании. При этом 94,27% акций нового холдинга достались «Интерросу». Передача пакетов акций заводов, составляющих основную ценность новой компании, происходило в два этапа, что вызвало недоумение у рыночных аналитиков. Сначала в закрытом режиме допэмиссия акций головной компании «Энергомашэкспорт — Силовые машины» была проведена в пользу «Интерроса». Затем на эти дополнительные акции были обменены пакеты акций трех заводов — основных активов холдинга. При этом не очень понятными оказались результаты проведенной оценки активов, участвующих в реструктуризации. Так, например, головная компания была оценена гораздо дороже, чем предполагали наблюдатели. При этом акции заводов оценены вполне по рынку или даже лучше. Хотя сегодня «по рынку» — это в 15-20 раз дешевле, чем лет 6 назад, еще до прихода на ЛМЗ и в «Электросилу» структур Владимира Потанина. Они приложили все усилия, чтобы к моменту реструктуризации акции заводов стоили максимально дешево. Тем не менее сегодня реструктуризация выглядит вполне пристойно. И аналитики даже советуют воспользоваться моментом и прикупить акции обмениваемых заводов, в частности ЗТЛ, для их выгодного обмена на акции нового холдинга.
Такая схема поглощения стала уже фирменным стилем Владимира Потанина. Очень похоже в свое время проходила реструктуризация «Норильского никеля». В 2000 году за очень скромные деньги крупнейшие акционеры «Норникеля» приобрели компанию «Интеррос-Пром», отдав за нее 37,9% акций «Норильской горной компании» (НГК). Пакет НГК — главной ценности сегодняшнего «Норникеля» — при этом был оценен в 83,95 млн рублей, то есть вся компания — примерно в 221 млн рублей (сегодня капитализация ГМК «Норильский никель», полностью контролируемого структурами Владимира Потанина, составляет около 162 млрд рублей. Главным активом «Интеррос-Прома» была лондонская сбытовая компания Norimet, стоимость которой была оценена аудиторами Владимира Потанина в $234 млн. То есть сбытовая компания оказалась несравнимо дороже, чем главный производственный актив холдинга. Особенности реструктуризации по-потанински заинтересовали даже Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, которая пыталась через суд признать вышеописанные сделки притворными. Но у нее ничего не вышло. С тех пор, как видно, почерк «Интерроса» не изменился.
Между тем Владимир Потанин имеет опыт борьбы не только против миноритариев, но и за них. Правда, при этом «Интеррос» сам являлся мелким акционером. Речь идет об истории со «Стинолом». В 2000 году миноритарный акционер Новолипецкого металлургического комбината холдинг «Интеррос» обратился в суд и в ФКЦБ с требованием оспорить сделку по продаже комбинатом завода холодильников «Стинол» итальянской компании Merloni. По версии «Интерроса», эта сделка противоречила действующему законодательству, попирала права акционеров и ухудшала инвестиционный климат в стране. Усилия даром не прошли. ФКЦБ опубликовала сенсационные данные о том, что «Стинол» собирался кредитовать своего инвестора примерно на сумму сделки купли-продажи завода. Правда, в дальнейшем скандал замяли. Видимо, мелкий акционер НЛМК — «Интеррос» сумел отстоять свои миноритарные права. А скорее всего — просто вынудить комбинат, прикрываясь защитой миноритарных прав и инвестиционного климата в стране, подороже выкупить принадлежавшие «Интерросу» акции НЛМК. В 2002 году Владимир Потанин продал акционерам комбината свои 34% акций НЛМК, оставшись абсолютно довольным финансовыми условиями сделки.
Это лишь наиболее показательные примеры того, насколько Владимир Потанин профессионально работает как по одну, так и по другую сторону баррикад. Виртуозное владение искусством как попирания, так и отстаивания прав портфельных акционеров — очень ценное качество для человека, который будет отвечать за совершенствование корпоративных отношений в российских компаниях. И если эта энергия войдет в «мирное русло», работа может пойти очень эффективно. Но если «Интеррос» не сумеет «завязать» с корпоративными скандалами (в его «активе» — ОНЭКСИМ, «Сиданко», «Черногорнефть», «Норникель», НЛМК, МФК, «КамАЗ», «Красный Выборжец»…), то назначение Владимира Потанина на столь ответственный пост можно будет расценить как верх цинизма по отношению к портфельным инвесторам и миноритарным акционерам.