«Viberi» SG меняется кредитами
«Viberi» SG меняется кредитамиВ салоне В«АвтоГермесВ» в районе Дмитровского шоссе можно оформить ссуду на покупку легкового автомобиля в любом из почти трех десятков банков. Однако через некоторое время клиенту, намеревающемуся взять кредит в Росбанке, придется постараться. Приоритет получает В«РусфинансВ», и только если потенциальному заемщику там откажут, он сможет подать заявку на получение ссуды в Росбанке. Все дело в продолжающемся процессе операционной интеграции внутри группы Societe Generale в России – сейчас тестируется проект, вВ рамках которого Росбанк уступает автокредитную В«полянуВ» Русфинансбанку (РФБ). АВ тот в качестве компенсации начинает дистанционно продвигать потребкредиты бывшего В«интерросовскогоВ» банка по своей базе клиентов. В«Если В«пилотВ» будет признан удачным, В«обмен кредитамиВ» будет осуществлен в полном объемеВ», – говорит собеседник В«Ф.В» вВ РФБ. В результате Росбанк станет еще более универсальным, а В«РусфинансВ» – еще более автокредитным.Родственные отношения. Объединение российских активов В«СосьетеВ» будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 19 июля (по итогам слияния Росбанка и БСЖВ, у SG будет 81,5% акций), но интеграция внутри группы идет с конца прошлого года. Банкоматные сети БСЖВ и Росбанка уже несколько месяцев работают по единым тарифам, с марта реализуется пилотный проект по продаже Росбанком ипотечных продуктов В«ДельтакредитаВ».Перераспределение ролей банков SG в России связано с тем, что через два года отечественные активы должны приносить В«мамеВ» 15% доходов от всего зарубежного бизнеса группы – так решили в головном офисе. Пока же кредитные организации группы в России убыточны (общий В«минусВ» банков в I квартале составил 24 млн евро). До конца 2009 года В«СосьетеВ» не вмешивалась в процессы взаимодействия российских банковских активов. Теперь все иначе – группа не скрывает намерений войти в число лидеров не только в рознице, но и в корпоративном банкинге. Аналитики считают подход В«СосьетеВ» к В«дочкамВ» оправданным – кредитные организации способны усилить синергетический эффект, продавая продукты друг друга в своих сетях. В«С учетом разных целевых клиентских групп кросс-продажи, как ожидается, могут привести к общему увеличению доходов, – считает заместитель руководителя аналитического отдела ИК В«СовлинкВ» Ольга Беленькая. – Одновременно может ставиться задача усиления специализации В«дочекВ», что позволит сократить затраты на дублирование операционных функций и повысить эффективность бизнесаВ».По данным МСФО В«РусфинансаВ» за 2009 год около 78% его кредитного портфеля приходилось на автокредиты, а с 1 июня банк пошел даже на такой маркетинговый ход, как отмена комиссии за их выдачу. В«Риски могут заключаться в неудобстве реализации идеи В«обмена кредитамиВ» для клиентов и, в частности, в совместимости стандартов и технологий предоставления продуктов банка-партнераВ», – считает Ольга Беленькая. Для успешной реализации проекта, по мнению начальника департамента розничных продаж банка В«ОткрытиеВ» Евгения Стародубцева, необходимо сделать так, чтобы линейка автокредитов В«РусфинансаВ» удовлетворяла запросам потенциальных клиентов Росбанка. В противном случае возможно перетекание части потенциальных клиентов к конкурентам. В«У Росбанка достаточно интересные программы кредитования, даже на фоне других финансовых институтовВ», – уверяет корреспондента В«Ф.В» сотрудник кредитного отдела автосалона В«АвтоГермесВ».Кумулятивный ресурс. По итогам 2009 года Русфинансбанк занял второе место в стране по объему выданных автокредитов (24,6 млрд рублей), уступив только В«СберуВ». Росбанк выдал ссуд на покупку авто на 8,6В млрд рублей. Не слишком удачным для него получился прошлый год и в сегменте потребкредитования. Перед банком ставилась цель увеличить кредитный портфель по итогам 2009-го, но он, наоборот, В«похуделВ» на 15%. Сейчас РФБ уже начал продавать кредиты банка-партнера – сотрудники ведут переговоры до момента согласия клиента на получение ссуды, после чего все контакты передаются в Росбанк. В«ПомощьВ» родственного банка должна прийтись кстати. Однако амбициозные планы Росбанка долгое время ограничивал норматив достаточности капитала, который летом прошлого года падал до отметки 11,1%. Ситуацию выправил В«субордВ» от Societe Generale на 4,7В млрд рублей, выданный в марте. А сейчас Росбанк намерен выпустить биржевые облигации на 10 млрд рублей, что должно облегчить ситуацию с кредитованием. Той же дорогой идет и В«РусфинансВ», намереваясь вВ скором времени занять на рынке 8 млрд.Правда, пока большой вопрос, будет ли кредитное предложение Росбанка востребовано среди аудитории РФБ. Весомую часть потребкредитов В«РусфинансаВ», по словам его сотрудников, составляют небольшие займы (до 150 тыс. рублей) жителям сельских районов – эти ссуды предлагаются по телефону, а деньги граждане получают на свой счет после того, как в банк поступают заполненные документы. УВ Росбанка В«потребыВ» крупнее – например, по нецелевому кредиту В«Большие деньгиВ» сумма может доходить до 500В тыс. рублей. Кроме того, по итогам 2009В года В«РусфинансВ», по данным агентства StatBanker, входит вВ число банков-лидеров в сегменте среднесрочного кредитования (от года до трех лет) – у него 3,4% рынка, аВ Росбанк, напротив, среди передовиков долгосрочного кредитования (3,3%).В любом случае, основной плюс такого сотрудничества – экономия на масштабах деятельности. В«Сейчас возможности Росбанка используются недостаточно. Ограниченный капитал банка сдерживает рост кредитования, но если бы ему была оказана поддержка капиталом, то мощная филиальная сеть и резервы ликвидности могли бы быть использованы более эффективно, что повысило бы операционную рентабельность банка и помогло сократить убыткиВ», – считает аналитик Moody’s Ольга Ульянова. УВ финансового института более 600 отделений по всей стране. Однако другие банковские группы в России не спешат следовать примеру SG в области перекрестных продаж. Так, банк В«ОткрытиеВ» пока не планирует обмен кредитными программами, поскольку В«ОткрытиеВ» и В«ПетровскийВ» не имеют такой ярко выраженной monoline-позиции в сфере автокредитования, как, например, В«РусфинансВ», объясняет Евгений Стародубцев. Похожая ситуация и у финансовой группы В«ЛайфВ». В«Кредитные организации группы предоставляют унифицированные продукты, а бизнес делят территориальноВ», – говорит вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь. ВВ составе группы сейчас семь банков, которые В«покрываютВ» территорию от Новосибирска до Москвы.Теперь помимо крупного универсального банка вВ составе группы будут близкие по своей модели кВ монолайнерам В«ДельтакредитВ» и В«РусфинансВ». В«Монолайнеры имеют преимущества в специализации, низкой себестоимости услуг, возможности концентрации на качестве сервиса в целевом рыночном сегментеВ», – говорит Ольга Беленькая. Как правило, эти преимущества реализуются на растущем рынке, аВ вВ кризисные времена такие банки обычно сталкиваются с трудностями, как в части привлечения фондирования, так и в части концентрации рисков в портфеле. « отличие от универсальных банков, у монолайнеров нет возможности перекрыть потери по одному направлению бизнеса за счет доходов от других операцийВ», – отмечает Ольга Беленькая. Поэтому модель, при которой монолайнеры входят в группу значительно более мощного универсального банка, позволяет сохранить преимущества специализации иВ свести к минимуму риски, считает она. Кроме того, многое зависит от качества управления. В«Считается, что монолайнеры хуже универсальных банков переживают периоды экономического спада, но тот же В«ДельтакредитВ», к удивлению аналитиков, вполне успешно проходит нынешний кризис, и даже является прибыльнымВ», – говорит Ольга Ульянова. Например, вВ четвертом квартале прошлого года из банков группы худшие результаты показали как раз Росбанк иВ БСЖВ, являющиеся универсальными.В
Рубрики