Рубрики
Статьи

Visa отказалась учить русский язык — Банки — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив — Выбери!by

Visa отказалась учить русский язык — Банки — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив — Выбери!by
Visa отказалась учить русский язык — Банки — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив№ 10 (51) 15-21 МАРТА 2004 БАНКИСкандал. Visa не представила антимонопольным органам свои правила членства на русском языке. На этой неделе системе будут заданы дополнительные вопросы.Марина Груздева <inform@finansmag.ru>Федеральная антимонопольная служба (ФАС), еще будучи Министерством по антимонопольной политике (МАП) (МАП превратилось в ФАС после назначения нового кабинета министров — см. стр. 10), потребовала от Visa до 10 марта представить копию операционных правил на русском и английском языках, а также полный комплект вступительных документов и описание бумаг, требуемых от банков для вступления в Visa (см. «Ф.» № 9). Платежная система выполнила эти требования, однако наполовину — все документы, представленные в МАП, были написаны на английском языке. Как говорится в официальном пресс-релизе Visa, «операционные правила системы существуют только на английском языке, так как они призваны обеспечить взаимодействие 22 тыс. банков — членов Visa во всем мире. Их единство и согласованность позволяют избегать разночтений, возможного неправильного толкования правил ведения бизнеса и сложной юридической терминологии правил».
В ФАС еще не решили, как реагировать на поведение Visa. Ранее его представители заявляли, что в случае непредставления сведений призовут компанию к административной ответственности, которая по закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» могла бы вылиться в 200 МРОТ. Однако сейчас антимонопольщикам не до Visa, так как в тот же день, когда Visa представила им свои документы (9 марта), МАП перестало существовать в списке министерств. На этой неделе антимонопольщики зададут Visa ряд дополнительных вопросов.
Как уже сообщал «Ф.», проверка Visa проводится по просьбе екатеринбургского Уралвнешторгбанка (УВТБ), который нашел юридическую ловушку в документах системы. Дело в том, что любой банк, ставший ассоциированным членом Visa, заключает с ней составленное на английском языке соглашение под названием Membership and Trademark licence agreement. По словам юристов УВТБ, в этом соглашении есть хитрый пункт. Банк должен подтвердить получение копий By-Laws and Operating regulation of owner (документов, в которых содержатся права и обязанности члена Visa, а также инструкция для пользователей ее услугами) и обязаться выполнять требования, которые изложены в этих документах. Но, как утверждают в УВТБ, на момент подписания этого договора банк не имеет этих копий. Visa выдает их только после того, как договор подписан.
«При этом Visa категорична: подписывайте Membership и только тогда получите доступ к By-Laws», — утверждают в УВТБ. А когда правила были наконец-то получены, обнаружилось, что они написаны на английском языке, а официальный перевод на русский язык не представляется. Причем никто об этом заранее не предупреждает. В УВТБ уверены, что отсутствие официального перевода ущемляет права и банка, и его клиентов — физических лиц как потребителей услуг и прямо нарушает закон «О защите прав потребителей» (ст. 22 «Языки, используемые в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности»). УВТБ удалось заинтересовать МАП, которое начало проверку деятельности Visa и других платежных систем.
«При вступлении в платежную систему нас нисколько не смутило то, что правила Visa не переведены на русский язык, — утверждает начальник управления неторговых операций банка «Глобэкс» Денис Хренов, — это нормальная практика, принятая во всем мире. По большому счету банки, которые начинают активно развивать розницу, должны быть готовы к тому, что для общения с иностранными партнерами потребуется знание английского языка. Никто же не пытается потребовать перевести на русский тарифы при открытии очередного корсчета в зарубежном банке». А вот начальник управления пластиковых карт банка «Евротраст» Владимир Ерибеков считает, что жалоба УВТБ в антимонопольное ведомство является «попыткой снизить комиссии по транзакциям международных платежных систем и ослабить их влияние». Что говорит о том, что банки стремятся устанавливать у себя в регионе собственные правила, а не подчиняться навязанным монополистами. Впрочем, Владимиру Ерибекову тоже хотелось, чтобы Visa уменьшила свою комиссию. Начальник отдела пластиковых карт банка «Агропромкредит» Ольга Трифонова хотела бы видеть операционные правила международных платежных систем на русском языке, так как информация в них «довольно специфичная». «Если системы присутствуют на российском рынке, то должны в какой-то части принимать наши правила, — утверждает Ольга Трифонова, — хотя у нас проблем с Visa нет — все конструктивно решается». l