Рубрики
Статьи

«Viberi» «Пятерочка» скупает «Пятерочки»

«Viberi» «Пятерочка» скупает «Пятерочки»
«Viberi» «Пятерочка» скупает «Пятерочки»В апреле компания X5 Retail Group подписала соглашение о выкупе у своего партнера в Челябинске 40 магазинов «Пятерочка». Как сообщил «Выбери!by» директор по коммуникациям X5 Retail Group Геннадий Фролов, сеть продолжит избирательно выкупать наиболее эффективных франчайзи: «Во-первых, магазины уже находятся в орбите группы, работают под нашим брэндом и в целом соответствуют тому формату, который существует в сети. Во-вторых, покупая успешных и рентабельных франчайзи, мы консолидируем их выручку, что нам финансово выгодно». В компании подчеркивают, что поглощение франчайзинговых магазинов не является самоцелью, и в своих покупках X5 Retail Group будет руководствоваться исключительно соображениями экономической целесообразности того или иного приобретения. По словам Геннадия Фролова, из более чем 500 торговых точек, работающих по франчайзингу с X5, лишь несколько десятков из них рассматриваются компанией как эффективные и потенциально интересные для выкупа.
Но даже если франчайзинговый магазин является привлекательным для оператора, остается риск натолкнуться на нежелание самого франчайзи продавать успешный бизнес. И в этом смысле, как справедливо отмечают аналитики, покупка партнера мало чем отличается от приобретения любой другой небольшой сети. «Идет тот же самый процесс переговоров с собственниками, которые не всегда желают продаваться за адекватную цену, а иногда и вообще отказываются продаваться», – уверен Михаил Терентьев из «Тройки Диалог». Своеобразным ремнем безопасности в этом случае может стать условие договора франчайзинга, предусматривающее опцион на выкуп бизнеса франчайзи или «право первой ночи» для франчайзера на случай продажи.
Другим примером стала сеть салонов сотовой связи «Цифроград». Она изначально развивалась исключительно по франчайзинговой схеме, но в 2006 году начала выкуп партнерских магазинов, консолидировав около одной трети сети в руках владельца брэнда. «Собственная розница приносит больше прибыли, дает возможность полного контроля и оперативного управления магазинами, позволяя эффективнее распоряжаться ресурсами и наконец, повышает инвестиционную привлекательность компании», – заверяет исполнительный вице-президент компании «Цифроград» Владимир Пляко. По словам Владимира Пляко, в планах компании на 2007 год выкуп 50–100 торговых точек в Брянске, Ярославле и других регионах. Количество франчайзинговых и собственных магазинов после всех планируемых поглощений должно сравняться. О подобном плане объявлял и дистрибутор бытовой техники и электроники «Арконада». Однако ни один из участников рынка, объявивших о выкупе своих франчайзи, не отказался полностью от франчайзинга как инструмента развития. И X5 Retail Group, и «Цифроград» дружно заверили «Выбери!by», что будут продолжать продавать франшизу. «Мы будем развивать франчайзинговую программу в отдаленных регионах – Сибири, Дальнем Востоке, где управлять магазинами сложно технически. Но все же приоритет для нас – развитие собственной сети», – сообщил Геннадий Фролов из X5 Retail Group. «Количество наших партнеров увеличивается ежемесячно, и мы продолжаем их искать, чтобы быть представленными во всех субъектах РФ», – говорит Владимир Пляко.
Исполнительный директор по франчайзингу ТД «Копейка» Андрей Кондратюкин полагает, что необходимость выкупа партнерских магазинов возникает только у тех операторов, которые в свое время чрезмерно увлеклись франчайзинговыми схемами. «Развитие только за счет франчайзинга никуда не приведет», – вторит генеральный директор группы компаний «Диксис» Алексей Чуйкин.
Тем не менее Татьяна Бобровская из «Брокеркредитсервиса» планирует развитие тенденции: «Крупные ритейлеры на своих основных рынках уже укрепили позиции и начинают смотреть на регионы. И первое, куда падает их взгляд, – на своих же франчайзи, которые уже заняли хорошие площади, развили логистику, наработали клиентскую базу».