В ожидании рейтинга — ГОСУДАРСТВО — № 9 (50) 8-14 марта 2004 — Архив — Выбери!by
В ожидании рейтинга — ГОСУДАРСТВО — № 9 (50) 8-14 марта 2004 — АрхивПрогнозы. Укрепление президентского курса на удвоение ВВП, по мнению специалистов, может ускорить присвоение России инвестиционного рейтинга агентством S&P.;Неожиданное назначение Михаила Фрадкова на должность премьер-министра заставило многих экспертов вновь заговорить о том, как изменятся шансы России получить инвестиционный рейтинг от Standard & Poor’s в ближайшее время. Напомним, что после повышения рейтинга России до уровня на ступень ниже инвестиционного правительственные чиновники заговорили о том, что инвестиционный рейтинг от агентства нас ждет уже во втором квартале, то есть после президентских выборов.
Однако сейчас ситуация некоторым образом меняется. С одной стороны, назначая Михаила Фрадкова на пост премьера, Владимир Путин стремится достичь компромисса и примирить либералов и силовиков. Это позитивный шаг, рассчитанный на то, чтобы правительство работало более продуктивно. С другой — существует неопределенность будущего устройства и курса правительства. Его структура, очевидно, будет меняться. Так, по мнению спикера Госдумы Бориса Грызлова, число министерств может сократиться с 23 до 15-16, а их функции изменятся.
На этом фоне аналитики по-разному смотрят на перспективы России получить инвестрейтинг от S&P.; Большинство из них считают, что если рейтинг и будет присвоен, то ближе к концу года, а не сразу после выборов.
Некоторые утверждают, что изменения в правительстве уже не могут так сильно повлиять на экономический курс, как раньше, а рейтинг в любом случае будет повышен в нынешнем году. Однако все сходятся в том, что, если укрепление вертикали власти позволит президенту быстрее приблизиться к цели удвоения ВВП и уменьшения зависимости экономики от сырьевого экспорта, это ускорит повышение рейтинга S&P.;
КОММЕНТАРИИСергей Суверов, начальник аналитического управления инвестиционного департамента банка «Зенит»По чисто формальным признакам все в порядке — Россия способна платить по долгам. Цены на нефть остаются высокими — это поддержка налогам и бюджету. По некоторым критериям S&P; Россия уже сейчас не уступает странам с инвестиционным рейтингом. Однако нужны реформы банков и судебной системы.
Агентство может присвоить рейтинг авансом новому правительству. Речь ведь идет о самом низком рейтинге. Для низшей ступени [инвестиционных рейтингов] мы подходим. А далее уже будут оцениваться такие составляющие, как открытость экономики, качество жизни, а также успешность реформирования банковской и судебной систем.
Фрадков — компромиссная фигура, которая не вызовет протеста ни силовиков, ни либералов. Президент усиливает свою власть, тогда как клановость может быть ослаблена. Есть вероятность, что до нового года рейтинг повысят.
Владислав Орешкин, экономист Объединенной финансовой группы (ОФГ)Я оцениваю перспективы присвоения России инвестиционного рейтинга агентством S&P; не очень высоко. Скорее всего это произойдет уже в следующем году. Все будет зависеть от новой программы правительства, которая будет опубликована в мае-июне. Кроме того, авансом S&P; рейтингов не дает, тем более что было несколько подтверждений, что повышения не будет.
Вспомним, что Мексика долго имела инвестиционный рейтинг Moody’s, тогда как от S&P; получила его только через год-полтора. По внешним долгам проблем нет и не будет. Задолженность сокращается. Конечно, корпоративный долг растет, но пока не достиг опасных размеров. Расширяется стабилизационный фонд, который служит для погашения долгов.
Если правительство будет позитивно воспринято и у него будет сильная программа, тогда и в этом году может быть получен [инвестиционный] рейтинг. А пока в это слабо верится.
Сергей Заверский, эксперт Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ)В текущем году получение рейтинга от S&P; возможно. А сразу после выборов — вряд ли. Необходимо понять, каков будет курс нового правительства и нового срока президента. Кандидатура Фрадкова неожиданная, к тому же близится второй срок Путина — какие-то меры будут, вполне вероятно, заявлены уже в этом году.
Теперь о том, что касается банковской реформы. С одной стороны, нужно расширять кредитование нефинансового сектора. С другой стороны, здесь есть риск набрать плохих долгов.
Существует три основных фактора, влияющих в конечном счете на рейтинговые перспективы. Во-первых, решимость, нацеленность на реформы. Если они растянутся на годы — это не придаст оптимизма никому. Во-вторых, доминирование сырьевого сектора. В-третьих, возможное падение нефтяных цен.
Сергей Пухов, ведущий эксперт Центра развитияУ меня не изменилось отношение к перспективам повышения рейтинга. Оно должно произойти в текущем году. Перестановки в правительстве уже не играют той прежней роли в экономической политике, которую играли раньше. Конструкция платежного баланса, финансовых рынков не изменилась в результате «дела „ЮКОСа“», не изменится она и после формирования нового правительства. Важно достижение заявленных президентом целей — удвоения ВВП, отказа от сырьевой направленности экспорта.
Впрочем, в правительство придут новые люди, за счет чего, возможно, произойдут некоторые сдвиги, например переориентация экспорта, уменьшение доли сырьевой составляющей. Ключевой вопрос — создание условий для инвестиций и способность России переварить их.
Рубрики