Рубрики
Статьи

Страхнадзор меняет статус — Страхование — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив — Выбери!by

Страхнадзор меняет статус — Страхование — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив — Выбери!by
Страхнадзор меняет статус — Страхование — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив№ 10 (51) 15-21 МАРТА 2004 СТРАХОВАНИЕРеформа. Указ президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» корректирует систему регулирования страхового рынка, следить за участниками которого теперь будет Федеральная служба страхового надзора.Артем Пащук <insurance@finansmag.ru>До сих пор вся полнота функций по контролю страхового рынка России была возложена на департамент страхового надзора (ДСН) при Минфине. Согласно данным, предоставленным в правительственную комиссию по административной реформе, на департаменте «висело» более 40 функций в сфере надзора и государственного регулирования страхового бизнеса. Такое количество обязанностей при ограниченных ресурсах ДСН сделало работу этого органа весьма медлительной и неэффективной. Наибольшее количество нареканий со стороны страховщиков вызывали сроки рассмотрения документов, подаваемых для получения лицензии. Ранее в этом году Генпрокуратура проводила проверку деятельности ДСН в связи с жалобой такого рода.
При этом представители департамента соглашались с тем, что некоторые из возложенных на них функций избыточны и не имеют прямого отношения к надзору за страховой деятельностью. Это относится, в частности, к сбору и обобщению статистических данных о состоянии рынка, которые по сути не нужны ДСН. Другая «лишняя» функция — экспертиза правил страхования и тарифов, предоставляемых для получения лицензий. Каждый страховщик вправе разрабатывать свой текст правил, при этом единственное требование к ним — соответствие нормам законодательства (ГК и закона об организации страхового дела). Тарифы должны быть математически обоснованными и обеспечивать ликвидность компании. По идее, страховщики более всех заинтересованы в обеспечении юридической и актуарной проработанности своих продуктов, но государство до сих пор навязывает свою экспертизу. Чиновники Минфина уже высказывали мнение о возможности упрощения процедуры лицензирования. Вместо того чтобы проверять правила и тарифы до выдачи лицензии, их предлагается контролировать в процессе осуществления страховой деятельности.
Новая модель регулирования рынка, внедрение которой произойдет в соответствии с президентской концепцией административной реформы, предусматривает разделение функций на два потока. Правовое регулирование планируется возложить на Минфин. Выделенное звено в составе министерства будет заниматься разработкой и утверждением актов, направленных на развитие и упорядочение рынка. Что же касается оперативного контроля над страховщиками, то эта задача будет возложена на Федеральную службу страхового надзора. По рангу эта структура будет являться органом исполнительной власти наравне с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой и Федеральным казначейством.
Назвать происходящее большой неожиданностью нельзя: идея реорганизации ДСН и разделения функций вынашивалась уже давно. Год назад заместитель министра финансов Михаил Моторин уже говорил о возможности именно такого преобразования. Одна из причин — это необходимость приведения стандартов работы регулятора в соответствие с ожиданиями Евросоюза. Сроки рассмотрения подаваемых для лицензирования документов не устраивают Еврокомиссию, отстаивающую интересы европейских страховщиков, стремящихся на российский рынок.
Теперь регулирующий орган страхового рынка приобрел статус отдельного ведомства. Его подотчетность Минфину сохраняется, но новая структура призвана быть более мощной и эффективной с точки зрения оказываемого на рынок влияния. Напомним, что до создания ДСН за страховщиками присматривала созданная в 1992 году Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, уровень которой в управленческой иерархии был выше, чем у департамента в составе Минфина.
Возможно, что реформирование регулирующего органа повлечет за собой кадровую перестановку чиновников, отвечающих за страховой рынок. Основным претендентом на пост руководителя федеральной службы является Константин Пылов, который до последнего времени возглавлял ДСН. Но есть и другие кандидатуры, среди которых чаще всего называют Михаила Моторина и первого замминистра финансов Сергея Шаталова. l