Рубрики
Статьи

Растет спрос на иностранных «бывших» — Дорогие товарищи — Главное — № 9 (28 апреля — 04 мая 2003) — Номера за 2003 год

Растет спрос на иностранных «бывших» — Дорогие товарищи — Главное — № 9 (28 апреля — 04 мая 2003) — Номера за 2003 год
Растет спрос на иностранных «бывших» — Дорогие товарищи — Главное — № 9 (28 апреля — 04 мая 2003) — Номера за 2003 год — АрхивНа фоне слияния «ЮКОСа» и «Сибнефти» почти незамеченным прошло событие, которое можно считать весьма важным для этой финансовой группы. В качестве консультантов группа «ЮКОС-МЕНАТЕП» привлекла бывших высокопоставленных западных чиновников. Одновременно «Русский алюминий» взял на работу советником бывшего генерального прокурора США.Валерий ЛеоновХолдинг под названием Group MENATEP решил обзавестись Международным консультативным советом (International Advisory Board), несмотря на то, что структура этой финансовой группы и так выглядит достаточно запутанной.
GROUP MENATEP LTD — фирма, зарегистрированная на Гибралтаре. Она является собственником 100% акций Yukos Universal Ltd (остров Мэн). Последняя через номинальных держателей владеет 61% акций ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС»». По котировкам прошлой недели этот пакет оценивается в $16 млрд. Акционерами Group MENATEP являются глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский (9,5%), сенатор Леонид Невзлин (8%), глава МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев, депутат Госдумы Владимир Дубов, Михаил Брудно и Василий Шахновский (все по 7%). 4,5% акций принадлежит мелким совладельцам, а 50% Group MENATEP держит специальная структура, имитирующая траст. Единственным бенефициаром этого траста является Михаил Ходорковский. Как следует из внутренних документов группы, в случае, если он не будет иметь возможности выступать бенефициаром (в случае нахождения в тюрьме, похищения, вынуждения принятия решений против своей воли и т. д.), право голоса передается одному из акционеров Group MENATEP, заранее назначенному Михаилом Ходорковским.
В состав Международного консультативного совета Group MENATEP вошли в основном бывшие высокопоставленные чиновники ряда стран. Это бывший заместитель секретаря казначейства США (так называют министерство финансов) Стюарт Айзенстат (Stuart Eizenstat), бывший министр экономики Германии Отто Ламбсдорф (Otto Lambsdorff), бывший член британского парламента Дадли Фишберн (Dudley Fishburn), а также президент фирмы АРСО Worldwide Марджери Краус (Margery Kraus).
Директор Group MENATEP Платон Лебедев считает, что «широкая база контактов и опыта членов совета поможет работать более эффективно как компании мирового класса». Члены совета должны помочь компании «расширить наше глобальное присутствие». Пока достаточно сложно оценить, чем могут помочь в этом отставники, среди которых люди с неоднозначной репутацией, но то, что группа «ЮКОС-МЕНАТЕП» всерьез задумалась о путях международного развития, это точно. На прошлой неделе было объявлено о «сделке года» (см. стр. 10). «ЮКОС» произведет дружественное поглощение «Сибнефти» с признаками слияния (то есть акционеры «Сибнефти» останутся совладельцами объединенной компании). Новой компании, которая на внутреннем рынке развивается максимально возможными темпами и имеет прибыль в $5 млрд, ничего не остается, кроме как продвигаться на Запад. А так как совладельцы «ЮКОСа» получат преобладающее влияние в «ЮкосСибнефти», кому как не им позаботиться о том, чтобы продвижение на Запад было максимально эффективным.
Задачи похожие, но отягощенные борьбой с врагами приходится решать «Русскому алюминию». На прошлой неделе бывший генеральный прокурор США Дик Торнбург (Dick Thornburg) был назначен советником «Русала» по международным делам. По сути, он будет заниматься тем же, чем уже занимается другой «бывший» — экс-министр финансов России Александр Лившиц, в должности заместителя генерального директора курирующий в том числе международные проекты «Русала». Любопытно, что и Дик Торнбург, и Стюарт Айзенстат до последнего времени работали на вашингтонские юридические конторы. Правда, разные: первый — на Kirkpatrick & Lockhart, второй — на Covington & Burling. Объясняя назначение, в «Русале» также говорят о международной экспансии: «Дальнейшее развитие «Русала» как транснациональной корпорации требует участия международных экспертов в реализации стратегии компании, в том числе планов внешней экспансии». По данным «Русала», Дик Торнбург будет консультировать компанию, в том числе по вопросам доступа к внешним рынкам и соответствия международным стандартам корпоративного управления. А заместитель генерального директора «Русала» Александр Лившиц в официальном сообщении отмечает, что «»Русал» стремится соответствовать мировым стандартам ведения бизнеса, и назначение Дика Торнбурга поможет нам в решении этой задачи».
Российским компаниям вообще почему-то сложно без иностранных советников соответствовать международным бизнес-стандартам, хотя все эти стандарты достаточно легко выполнимы. Они сродни библейским заповедям и могут быть истолкованы, например, так: «Не воруй в компании своей», «Не прелюбодействуй с мелким акционером», «Не обмани инвестора», «Не давай взятки чиновнику» и т. п. Что-то мешает российскому бизнесу безоговорочно и без иностранной гуманитарной помощи принять эти простые правила.
Но наивно считать, что иностранных специалистов берут только для того, чтобы услышать от них «как жить нельзя». Очевидно, что с помощью г-на Торнбурга «Русал» не прочь решить свои юридические проблемы за границей. Только в марте Нью-Йоркский суд закрыл дело, возбужденное по иску компаний, связанных с Михаилом Живило, который в свое время был совладельцем части активов «Русала». И на этом тяжбы в иностранных судах для «Русала» могут не закончиться. Во-первых, нынешний главный враг алюминиевого холдинга — лесопромышленная компания «Илим Палп» может выиграть арбитражный иск против Олега Дерипаски в Лондоне. Во-вторых, Михаил Живило может попытать счастья и в других странах. В общем, опытный юрист «Русалу» явно не повредит, хотя говорить о том, что благодаря кадровому приобретению имидж компании в международных кругах улучшится, явно преждевременно. Вполне возможно, что в глазах международной публики назначение отставного генпрокурора в русскую компанию выглядит примерно так, как если бы Юрий Скуратов стал штатным советником какой-нибудь африканской фирмы.