Организационно-правовая структура межправительственных сырьевых организаций(ФСЭГ, ОПЕК, и ОАПЕК): исполнительные, административные и судебные органы
исполнительные, административные и судебные органыИсполнительные органы являются сравнительно новым звеном в организационной структуре современных межправительственных организаций. Доктрина предусматривает, что, как правило, исполнительные органы являются органами ограниченного состава и избираются высшим органом из числа государств-членов, которые затем назначают своих представителей в этом органе.ФСЭГ. Исполнительный орган ФСЭГ носит наименование Исполнительного комитета, состоит из представителей всех государств-членов (по одному представителю от государства), при этом персональный состав органа утверждается на Министерской встрече. Срок полномочий каждого члена органа составляет два года; вместе с тем каких-либо огра-ничений на общее количество занимаемых одним и тем же лицом подряд сроков нахождения в должности не предусматривается. Одновременно учредителями ФСЭГ предусмотрена норма о возможном досрочном прекращении полномочии конкретным представителем, избранным в Исполнительный комитет, — в том случае, если большинство в 2/3 членов органа решает, что продолжение его работы наносит ущерб интересам Форума, и Председатель Исполнительного комитета немедленно доводит такое решение до государства-члена, которое предложило этого представителя в Исполнительный комитет.Каждое государство-член должно быть представлено на заседаниях Исполнительного комитета, однако для проведения заседания достаточно кворума в 2/3 от числа государств-членов. Каждый член Исполнительного комитета имеет один голос. Для принятия решений необходимо простое большинство голосов присутствующих членов. Таким образом, в настоящее время при наличии 11 членов ФСЭГ для принятия конкретного решения Исполнительному комитету достаточно получить согласие представителей 4 государств (исключение сделано лишь для принятия решения о досрочном прекращении полномочий какого-либо представителя — в этом случае необходимо согласие 2/3 (т.е. 8 представителей).ОПЕК. Исполнительным органом ОПЕК является Совет управляющих, который — аналогично ФСЭГ — состоит из управляюпщх, номинированных каждым государством-членом и утвержденных Конференцией ОПЕК (статья 17 Устава ОПЕК).Нормы Устава ОПЕК, посвященные вопросам деятельности Совета управляющих, практически полностью (как текстуально, так и по содержанию) совпадают с соответствующими нормами Устава ФСЭГ. Отдельные отличия состоят в следующем:- количество представителей, чье согласие необходимо получить для принятия решения, составляет (с учетом требований о кворуме в 11 от числа государств-членов и принципа принятия решений простым большинством голосов) 5 (из имеющихся 12);- отсутствует норма о возможности повторного занятия должности управляющего, хотя прямо это также не запрещено;- Совет управляющих уполномочен созывать внеочередные сессии Конференции ОПЕК (в рамках ФСЭГ таким правом по созыву внеочередных сессий Министерских встреч обладает Генеральный секретарь ФСЭГ).ОАПЕК. Исполнительный орган ОАПЕК — Исполнительный комитет — состоит из представителей всех государств-членов организации, причем после определения кандидатур представителей каждым государством персональный состав органа никем дополнительно не утверждается (как во ФСЭГ и ОПЕК). Одновременно Соглашение об ОАПЕК не предусматривает правил, регулирующих иные вопросы личного статуса членов Исполнительного комитета — срок полномочий каждого члена, количество занимаемых одним и тем же лицом подряд сроков нахождения в должности, порядок досрочного прекращения полномочий. Указанная ситуация позволяет сделать вывод о том, что государства-члены сохранили за собой значительную свободу в вопросах назначения своих представителей в исполнительный орган ОАПЕК, играющий важную роль в управлении организацией в период между сессиями Совета Министров.Резолюции Исполнительного комитета принимаются большинством в 2/3 голосов всех своих членов (на настоящий момент -11 государств) с учетом того, что каждый член имеет один голос. Требование кворума на заседаниях органа прямо не предусмотрено; вместе с тем логичен вывод о том, что для кворума необходимо наличие именно 2/3 членов. Таким образом, из рассмотренных трех организаций исполнительному органу ОАПЕК требуется наибольшее количество голосов для принятия решения представителей (67% — или 8 членов — для ОАПЕК и 34% (или 4 и 5 членов соответственно) — для ФСЭГ и ОПЕК).К функциям Исполнительного комитета ОАПЕК отнесены: а) рассмотрение любых вопросов, касающихся применения Соглашения об ОАПЕК и исполнения организацией ее функций и обязанностей; б) представление Совету Министров таких рекомендаций и предложений, которые Исполнительный комитет посчитает необходимыми; в) одобрение актов, регулирующих правовое положение персонала Секретариата; г) подготовка, повестки дня сессий Совета Министров; д) выполнение таких функций и поручений, которые определены и предписаны Советом Министров; е) оценка проекта ежегодного бюджета ОПЕК и представление его Совету Министров вместе с замечаниями Генерального секретаря (первоначально проект бюджета разрабатывается Генеральным секретарем ОАПЕК).Выводы:- в отличие от сложившейся международной практики исполнительные органы всех трех рассматриваемых организаций носят пленарный характер, включая в свой состав представителей всех государств-членов. Это может быть объяснено, во-первых, тем, что во всех трех организациях общее количество членов относительно невелико (ФСЭГ — 11, ОПЕК — 12, ОАПЕК — 11); а во-вторых, также желанием государств в полной мере соблюсти в рамках деятельности своих организаций Гфшпщп суверенного равенства государств-членов и принцип полного неотъемлемого суверенитета каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, предусмотренные рядом основополагающих документов ООН;- исполнительные органы ФСЭГ, ОПЕК и ОАПЕК хотя и занимают более низкое место в системе органов, однако могут играть решающую роль в их практической деятельности, являясь узловым звеном принятия решений в международных оргагшзациях и главной площадкой консультаций, проводимых с целью согласования позиций отдельных членов;- исполнительные органы ФСЭГ и ОПЕК в значительной степени влияют на работу Секретариатов своих организаций (за исключением полномочий по назначению Генерального секретаря и аудитора — хотя даже в этом случае они дают рекомендации по конкретным кандидатурам указанных должностных лиц). Ситуация с ОАПЕК иная: здесь функции исполнительного органа — Исполнительного комитета — сужены в пользу Генерального секретаря организации.Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения межправительственных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, чей юридический статус оговаривает их формальную независимость от любой власти за пределами международной организации, служащими которой они являются. Возглавляются адотнистративные органы генеральным секретарем (генеральным директором). В большинстве международных оргашгзаций генеральный секретарь избирается высшим органом.Административные органы (секретариаты) носят исполнительный, обслуживающий остальные управляющие органы характер.ФСЭГ. Создание административного органа ФСЭГ (Секретариата) прямо предусмотрено не только Уставом ФСЭГ, но и статьей 4 Соглашения об образовании Форума стран-экспортеров газа от 23 декабря 2008 г. В соответствии со статьями 8 и 23 Устава ФСЭГСекретариат является управляющим органом ФСЭГ и отвечает за обеспечение исполнения задач Форума в соответствии с положениями Устава и под руководством Исполнительного комитета. Секретариат включает Генерального секретаря и штат сотрудников, необходимый для осуществления его футщнй.Структура и штат Секретариата утверждаются Исполнительным комитетом, как и рабочая программа Секретариата. Штат Секретариата составляют исключительно международные сотрудникиНа восьмой Министерской встрече ФСЭГ (30 июня 2009 г., г. Доха), одной из задач которой было избрание Генерального секретаря организации, окончательного решения по его кандидатуре принято не было. Временным исполняющим обязанности Генерального секретаря ФСЭГ назначен Министр про-мьгдгленности и энергетики Государства Катар Абдулла бин Хамад аль-Аттия. По просьбе российской стороны выборы перенесены на следующую сессию Министерской встречи.Административным органом ОПЕК также является Секретариат. Нормы Устава ОПЕК, посвященные вопросам деятельности Секретариата ОПЕК и его Генерального секретаря, практически полностью (как текстуально,-так и по содержанию) совпадают с соответствующими нормами Устава ФСЭГ. Отдельные отличия состоят в следующем:- Генеральный секретарь назначается на трехлетний срок;- не указан конкретный орган ОПЕК, который изучает кандидатуры претендентов на должность Генерального секретаря до принятия решения Конференцией;- минимальный возраст Генерального секретаря ОПЕК — 35 лет;- обеспечение подготовки ежегодного бюджета ОПЕК не является обязанностью Генерального секретаря и возложено на Совет управляющих;- при наборе служащих Секретариата Генеральный секретарь по мере возможности должен соблюдать принцип равного участия в работе Секретариата граждан всех государств-членов ОПЕК (параграф В статьи 30 Устава);- процедура голосования Конференции ОПЕК по кандидатуре Генерального секретаря четко не закреплена; вместе с тем исходя из общих норм о принятии Конференцией решений полагаем, что избрание Генерального секретаря возможно лишь единогласно всеми полными членами ОПЕК.ОАПЕК. На Секретариат ОАПЕК возложены практически аналогичные функции -планирование, административные и исполнительные аспекты деятельности ОАПЕК. При этом уставные документы ОАПЕК уделяют нормативному регулированию правового статуса Секретариата и его главы — Генерального секретаря — гораздо меньше места по сравнению с аналогичными документами ФСЭГ и ОПЕК. Круг требований к кандидатуре Генерального секретаря ОАПЕК является также наименьшим из всех трех рассматриваемых межправительственных сырьевых организаций — а) гражданство одного из государств-членов и б) адекватный опыт в нефтяных вопросах. Генеральный секретарь избирается Советом Министров (s голосов всех представителей, включая представителей, по крайней мере, двух членов-основателей) на срок 3 года с возможностью неоднократного переизбрания.Генеральный секретарь является официальным представителем ОАПЕК в ее отношениях со всеми иными субъектами — в том числе в правовых вопросах (например, подписывает от имени ОАПЕК международные договоры). Он ответственен за управление Секретариатом, осуществляет эффективный надзор за всеми аспектами его деятельности и выполнение обязанностей, возложенных на него Советом Министров.Выводы:- секретариаты всех трех рассматриваемых межправительственных сырьевых организаций — при наличии ряда формальных отличий — представляют собой практически однотипные структуры, призванные носить вспомогательный, обслуживающий остальные управляющие органы характер;- несмотря на то, что уставные документы прямо наделяют Секретариаты исполнительными функциями (тем самым относя их к исполнительным органам), изучение непосредственных полномочий Секретариатов и их глав — Генеральных секретарей — и обращение к основным отечественным доктринам дает основание полагать, что Секретариаты — это адмшгистративные органы ФСЭГ, ОПЕК и ОАПЕК.Судебные органы (в иной терминологии — юридические органы) составляют структурное звено в отдельных международных организациях и несут судебные (третейские) функции. Эти органы всегда являются органами ограниченного состава и включают в свой штат судей, действующих в личном качестве (это означает, что они не являются представителями государств-членов организации).ФСЭГ. Создание судебных (третейских) органов не предусмотрено.ОПЕК. Устав ОПЕК не предусматривает создания каких-либо судебных органов. Лишь исследователем Д.Т. Али упоминается наличие суда ОПЕК, однако отсутствие какого-либо упоминания данного органа в документах ОПЕК и иных источниках не позволяет подтвердить этот факт.Выводы:- наличие судебных органов не является правилом для межправительственных сырьевых (в сфере торговли нефтеуглеводородным сырьем) организаций — лишь уставные документы ОАПЕК с необходимой детализацией учреждают Судебную коллегию ОАПЕК и регулируют ее правовой статус;- вместе с тем полагаем, что не исключается создание при необходимости судебных органов ФСЭГ и ОАПЕК на основании статьи 33 Устава ФСЭГ и статьи 36 Устава ОПЕК соответственно — в качестве специализированных органов для оказания помощи в разрешении конкретных проблем, имеющих особое значение;- в качестве стратегической цели создания Судебной коллегии ОАПЕК выступает, полагаем, желание придать указанному судебному органу статус регионального судебного учреждения, компетентного разрешать споры между государствами-членами ОАПЕК (одиннадцатью арабскими государствами) по любым вопросам.Таким образом, анализ уставных документов ОПЕК и ФСЭГ позволяет сделать следующие выводы:1) все три межправительственные сырьевые организации обладают развитой организационной структурой и полным типовым набором соответствующих органов — высших, исполнительных, административных, комитетов и комиссий по специальным вопросам. В структуре ОАПЕК присутствует также судебный орган;2) каждый из органов ФСЭГ, ОПЕК и ОАПЕК — несмотря на различия в их наименовании — обладает всеми доктринальными признаками, присущими органам межправительственных организаций;3) наличие указанного внутриорганизационного механизма у всех трех организаций — как одного из принципиальных признаков международной межправительственной организации — подтверждает постоянный характер организаций и позволяет обеспечивать их организационно-правовое единство и осуществлять функции и полномочия организаций в международном общении;4) как по форме, так и по содержанию внутриорганизационные механизмы ФСЭГ и ОПЕК представляют собой весьма схожие структуры (используя терминологию гражданского права — схожие до степени смешения). Учитывая хронологический порядок создания указанных межправительственных организаций, речь может идти о практически полном заимствовании экспертами соответствующих норм Устава ОПЕК при разработке структуры ФСЭГ (что подтверждается и сообщениями СМИ).
Рубрики