Рубрики
Статьи

Налоговые льготы как государственная поддержка: оценка эффективности

Налоговые льготы как государственная поддержка: оценка эффективности
Налоговые льготы как государственная поддержка: оценка эффективностиВ последние годы государственная поддержка в Республике Беларусь превратилась в значимый фактор развития промышленного производства и экономического роста в целом. При этом уникальный феномен масштабной государственной поддержки (под которой следует понимать предоставление отдельным субъектам предпринимательской деятельности индивидуальных преимуществ, предусматривающих возможность прямо или косвенно пользоваться средствами бюджета и создающих для них более благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности) в условиях перехода к рыночным экономическим механизмам все еще остается недостаточно глубоко изученным.В 2006 г. преференции были предоставлены более чем трем тысячам организаций на общую сумму свыше миллиарда долларов. Из года в год объемы оказываемой государственной поддержки остаются значительными, поэтому в республике все более остро встает проблема целевого и эффективного использования бюджетных средств, так как потери, которые несет бюджет в связи с предоставлением такой помощи, зачастую не окупаются достижением соответствующих эффектов от роста производства.По итогам прошлого года условий государственной поддержки не выполнили 36 % получивших ее организаций.В то же время следует отметить, что предоставление государственной поддержки в Республике Беларусь оправдывается социальной направленностью модели экономического развития: во многих случаях государство оказывает поддержку предприятиям для поддержания их функционирования и обеспечения занятости населения в целях недопущения нарастания социальной напряженности в обществе.Исходя из необходимости поддержки сфер деятельности, признаваемых в качестве приоритетных, на современном этапе особую актуальность приобретают также вопросы повышения эффективности государственной поддержки промышленности. В настоящее время на первый план выдвигается задача минимизации негативного влияния оказываемой государственной поддержки на экономику с одновременным повышением ее результативности. В этой связи немаловажным аспектом повышения эффективности государственной поддержки является выбор ее оптимальных видов.Вместе с этим в Республике Беларусь применяется такой вид государственной поддержки, как предоставление крупным промышленным предприятиям индивидуальных налоговых льгот, поскольку согласно требованиям вышеназванного указа по решению главы государства государственная помощь может быть оказана и в иных видах. Однако в мировой практике общепризнано, что налоговые льготы привносят в рыночные отношения нездоровые деформации: когда производитель руководствуется не экономическими законами, а административными командами, льготами, освобождение же от налога одних производных ведет к переобложению налогами других. И хотя льготное налогообложение отдельных видов и сфер деятельности используется во многих странах.
Поэтому в мировой практике налоговые льготы и привилегии могут предоставляться только в исключительных случаях и ограничиваются конституциями государств. Например, в Конституции Бельгии (ст. 172), а также в Конституции Люксембурга (ст. 101) указывается, что никакие привилегии в области налогообложения не могут быть установлены, а любое налоговое исключение или послабление может быть установлено только законом. Конституция Республики Беларусь, как и Конституция Российской Федерации, не содержит положений, регулирующих порядок предоставления налоговых льгот: данный феномен регулируется налоговыми кодексами государств. В пункте 3 статьи 2 Налогового кодекса Республики Беларусь записано, что налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства, а нормы данного Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер (ч.З, ст.43).С позиций экономики в целом предоставление налоговых льгот отдельным предприятиям или видам производств всегда фактически осуществляется за счет других налогоплательщиков, усиливает налоговое давление, приводит к искажениям в ценах и условиях конкуренции, и в итоге к замедлению темпов экономического роста. Именно поэтому в мировой практике предоставление индивидуальных льгот по налогам признано нецелесообразным и законодательно запрещено.Немецкий экономист Людвиг Эрхард пишет, что «как в здоровом, основанном на конкуренции хозяйстве не дозволено, чтобы каждый отдельный участник его мог требовать для себя привилегий, так подобный способ обогащения не допустим и в отношении целых групп». А «частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества. Ни одна отрасль хозяйства не имеет права на привилегии».Таким образом, в мировой практике одним из главных критериев оптимальности налоговой системы считается ее нейтральность по отношению к экономике. Согласно этому принципу влияние налогов на те экономические решения, которые принимаются субъектами хозяйствования (каким видом деятельности заняться, куда вложить капитал), должно быть минимальным. Механизм налоговых льгот используется, как правило, только для выравнивания условий налогообложения различных социальных групп населения или при необходимости для качественного построения того или иного налога. Налоги следует рассматривать как средство получения денежных ресурсов с минимально возможными искажениями, а не как способ стимулирования отдельных секторов производства.Кроме того, использование государственной поддержки в виде индивидуальных налоговых льгот вызывает проблемные вопросы и иного порядка, возникающие при оценке эффективности их использования. Льготы, предоставленные в таком виде (впрочем, как и в виде налогового кредита, отсрочки или рассрочки уплаты налогов) трудно учитывать по конкретным направлениям использования высвобождаемых при их предоставлении средств.При освобождении того или иного предприятия от уплаты одного или нескольких налогов та сумма налогов, от уплаты которой это предприятие освобождено (или временно пользуется в случае налогового кредита, отсрочки или рассрочки), поступает на его расчетный счет в виде общей выручки от реализации товаров, не учитывается отдельно и соответственно расходуется на текущие нужды предприятия.Причем эти средства, поступающие по мере реализации товаров (а не концентрированно и разово), как правило, незначительны и не могут играть существенную роль в затратах на инвестиции, внедрение новых технологий или освоение новой продукции. Поэтому любые налоговые льготы помогают предприятию временно решать его текущие финансовые проблемы, но не могут обеспечивать в полной мере кардинальных задач реального повышения эффективности производства.Нельзя не отметить, что к необходимости запрета индивидуальных налоговых льгот и осознанию их вредоносности для экономики постепенно приходят и в нашей республике. Более того, в последнее время в республике наметился переход к активному использованию прогрессивных и общепризнанных в мировой практике методов прямой передачи бюджетных ресурсов путем предоставления бюджетных ссуд и займов, возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковским кредитом и предоставление гарантий правительства по внутренним и внешним займам.На основе изложенного мы можем уверенно утверждать, что предоставление государственной поддержки в виде индивидуальных налоговых льгот по количеству и масштабу негативных последствий значительно превосходит оказание такой поддержки в иных видах (в особенности, путем прямой передачи бюджетных средств) и не обеспечивает значимой экономической эффективности, поскольку:такие льготы усложняют налоговую систему;предприятие, получая индивидуальную налоговую льготу, лишает плательщиков части доходов, предназначенных на общенациональные нужды, что негативно сказывается на полноте и своевременности финансирования отраслей бюджетной сферы;сокращение налоговой базы за счет льготируемых предприятий ведет к усилению налогового давления на другие группы плательщиков;денежные средства в случае использования индивидуальных налоговых льгот поступают по мере реализации товаров, в незначительных суммах и не могут играть существенной роли в финансировании затрат на инвестиции.