Рубрики
Статьи

Налоги в тумане — МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ — № 26 (67) 19 — 25 июля 2004 — Архив — Выбери!by

Налоги в тумане — МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ — № 26 (67) 19 — 25 июля 2004 — Архив — Выбери!by
Налоги в тумане — МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ — № 26 (67) 19 — 25 июля 2004 — Архив
Наиболее интересны с точки зрения налогового планирования tax exempt companies (компании, освобожденные от налогов). Для получения этого статуса гибралтарская компания (или подразделение зарубежной компании, зарегистрированное на Гибралтаре), должна приобрести специальный сертификат (tax exemption certificate), который выпускается сроком на 25 лет. В дальнейшем компания — владелец сертификата должна выплачивать ежегодный взнос в размере 225 фунтов для резидентных, управляемых с Гибралтара компаний, 250 фунтов для нерезидентных компаний и 300 фунтов для филиалов иностранных компаний (гибралтарский фунт приравнен к британскому фунту стерлингов). От налога на прибыль, ставка которого на Гибралтаре немаленькая — 35%, такая компания освобождается. Кроме того, она не платит налогов у источника на выплаты в форме дивидендов, процентов, зарплаты директорам (все эти платежи должны осуществляться в пользу нерезидентов Гибралтара). Однако льготный статус накладывает некоторые ограничения: нельзя вести бизнес на Гибралтаре, с его гражданами и компаниями (исключение составляют аналогичные освобожденные компании). К владению долями в освобожденных компаниях не допускаются резиденты Гибралтара. А сама компания должна иметь оплаченный акционерный капитал на сумму не менее 100 фунтов.
Ко всему этому надо добавить, что на Гибралтаре не существует таких неудобств, как НДС, налоги на недвижимость, на прирост капитала и с продаж. А вот сдавать отчетность должны все: согласно принятым в прошлом году поправкам в законодательство, компании, не выполнявшие это обязательство в течение трех лет, могут быть исключены из реестра. Освобожденная компания обязана предоставлять властям информацию о бенефициарах.
Угодить Брюсселю и не умереть. Налоговый рай, разумеется, не был обойден вниманием различных международных структур — борцов с «вредоносной налоговой конкуренцией». Особенно недовольны налоговым режимом Гибралтара в Еврокомиссии. Давление имело свои результаты: власти Гибралтара еще к середине 2002 года подготовили план налоговой реформы. Суть ее заключалась в отмене раздражающих ЕС офшорных режимов и установлении нулевой ставки налога на прибыль для всех компаний. Взамен предполагалось ввести налоги на занимаемое помещение и фонд заработной платы, суммарно не превышающие 15% от прибыли компании. В Еврокомиссии над гибралтарским проектом думали долго и в конце марта нынешнего года пришли к выводу, что он никуда не годится. Подобная схема налогообложения, заявили еврочиновники, дает гибралтарским компаниям несправедливое и незаконное преимущество перед британскими компаниями. Не ускользнуло от их внимания и то, что нынешние офшорные компании останутся при своей выгоде. Хотя по закону все зарегистрированные на Гибралтаре компании должны иметь там офис, понятно, что больших помещений компании, не ведущей бизнес на полуострове, не потребуется, а местных сотрудников (в том числе директора) она нанимать вообще не обязана.
В результате будущее налогового режима на Гибралтаре погрузилось в густой туман. Законодательство остается пока прежним, власти территории заявляют о готовности доказать брюссельским чиновникам свою правоту, и как долго продлится эта неопределенность, никто теперь не знает.
«Думаю, рано или поздно, не мытьем, так катаньем, правительству Гибралтара все же удастся согласовать свой вариант реформы с Еврокомиссией, — считает консультант компании Fortnostress Юрий Снешко. — Конечно, будут внесены те или иные изменения. Но поскольку данная реформа в принципе согласована с правительством Великобритании и негласно, но ощутимо поддерживается правительством Ирландии (последнее также находится под некоторым давлением со стороны Еврокомиссии из-за своего налогового законодательства), существует реальная вероятность того, что Гибралтару удастся сохранить свои позиции «налоговой гавани», пусть и в несколько ином виде. Да и примеры Кипра и Мальты говорят о том же — их проекты налоговой реформы тоже не нравились чиновникам ЕС, однако в результате они были согласованы практически в первоначальных вариантах с небольшими косметическими правками».
© Финанс 2002-2004 г. Использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателей© ЗАО Газета Финансовая Россия, 2000-2003 г.