Михаил ходорковский в роли бориса березовского — Дорогие товарищи — Главное — № 18 (14-20 июль 2003) — Архив — Выбери!by
Михаил ходорковский в роли бориса березовского — Дорогие товарищи — Главное — № 18 (14-20 июль 2003) — АрхивОт Владимира Путина в России давно ждали решительных действий по «наведению порядка» в отечественном бизнесе. И дождались. До наезда правоохранительных органов на крупнейшую российскую компанию «ЮКОС» президента мягко, но настойчиво критиковали за нерешительность и «равноудаленность» от олигархов. Отныне предмет критики исчерпан. Обманываться насчет того, что «силовики» по собственной инициативе и без отмашки из Кремля предприняли атаку на самую прозрачную и юридически отмытую российскую компанию, по меньшей мере наивно.Александр КривцовВечером 2 июля стало известно о задержании председателя совета директоров ЗАО «Международное финансовое объединение «МЕНАТЕП»» Платона Лебедева. Он подозревается в хищении 20% акций принадлежавшей государству компании «Апатит» на сумму $283,14 млн. Группа «МЕНАТЕП» по поручению ее менеджеров, в том числе и Михаила Ходорковского, контролирует 61% компании «ЮКОС». Сам Платон Лебедев владеет 7% акций «МЕНАТЕПа», что равно примерно 4,25% «ЮКОСа». Основанием для задержания главы «МЕНАТЕПа» и возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество» стал депутатский запрос зампреда комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Владимира Юдина.
В день задержания правоохранительными органами Платона Лебедева стало известно еще об одном уголовном деле, возбужденном двумя неделями раньше — в отношении начальника четвертого отдела службы внутренней и экономической безопасности «ЮКОСа» Алексея Пичугина. Его обвиняют в организации убийства в ноябре 2002 года двух человек. С этого момента «силовой» накат на «ЮКОС» прибрел скорость и масштабы снежной лавины.
Совершенно адекватно на начало выстраивания «вертикали власти» в российском бизнесе отреагировал рынок. На следующий день после ареста Платона Лебедева акции НК «ЮКОС» упали на 10%. В течение следующих нескольких дней происходило несколько корректировок курса. Бумаги компании повысились в цене после опубликования неплохой финотчетности «ЮКОСа» за первый квартал, предложения о покупке 10% своих акций, выпуске 1 млрд новых акций и обещания разместить в скором времени еврооблигации (см. стр. 34-36). Кроме того, Михаил Ходорковский публично заявил, что, несмотря на активность «силовиков», процесс слияния «ЮКОСа» с купленной у Романа Абрамовича «Сибнефтью» будет продолжен. Однако уже на прошлой неделе на фондовом рынке началось обвальное падение цен на акции. В четверг лидерами падения стали бумаги «Мосэнерго» (8,1%) и «ЮКОСа» (5,2%), «ЛУКОЙЛ» упал на 4%, «Газпром» — на 3,8%. После объявления о начале проверки в «Сибнефти» ее бумаги подешевели на 2,4%. Вместе с российским рынком падали и котировки ADR отечественных компаний в Лондоне, причем значительнее, чем в России.
Наезд «силовиков» на «ЮКОС» стал моментом истины для всех наиболее заметных фигур в российской политике и бизнесе. В МВД и ФСБ почувствовали, что аргументов по уже возбужденным уголовным делам, которые имеют слабенькую судебную перспективу, явно недостаточно. Тут же появляется запрос в Генпрокуратуру депутата Госдумы Михаила Бугеры, который заявил, что в 2002 году «ЮКОС» якобы заплатил в бюджет в виде налогов всего 90 млн рублей, а получил возмещение из бюджета на сумму 2 млрд рублей. На самом деле, в полном соответствии с опубликованной отчетностью компании за прошлый год, НК выплатила в федеральный бюджет 101,7 млрд рублей. Однако запрос депутата послужил поводом к проверке компании на предмет уклонения от уплаты налогов. Как говорят, повестки в Генпрокуратуру по аналогичному поводу получили еще около 60 топ-менеджеров других российских компаний.
Неожиданная помощь следствию пришла со стороны госкомпании «Роснефть». Ее глава Сергей Богданчиков написал в Генпрокуратуру заявление о хищении «ЮКОСом» 19% акций компании «Енисейнефтегаз». Вот и еще один повод для проверки и возбуждения очередного уголовного дела.
А что же главный лоббист интересов крупного бизнеса — РСПП? На бюро союза выслушали самого Михаила Ходорковского и вняли его просьбе не писать челобитную в Генпрокуратуру о передаче на поруки Платона Лебедева. Тем более что печальный опыт подобных просьб в отношении Владимира Гусинского, Евгения Кошица и Якова Голдовского у РСПП богатый. В союзе подготовили «обтекаемое» письмо Владимиру Путину и поручили вручить его президенту Аркадию Вольскому.
Из российских чиновников первым по делу «ЮКОСа» высказался вице-премьер Виктор Христенко, который пожелал «силовикам» быстрее разобраться в деле «ЮКОСа». Премьер-министр Михаил Касьянов без раздумий встал на сторону акционеров НК и заявил, что такая мера, как арест, «в отношении экономических преступлений неоправданна». Примечательно, что не так давно то же самое говорил и российский президент. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов полностью согласился с мнением премьера, что «сажать за экономические правонарушения нельзя даже временно», но тут же добавил, что сверхприбыли сырьевых компаний нужно «перераспределять в пользу государства». Высказался по теме и глава Минэкономразвития Герман Греф, успокоивший сограждан заявлением о том, что пересмотров приватизации не будет. Руководитель Счетной палаты Сергей Степашин, как истинный сыщик, отреагировал на происходящие события двусмысленно: «Миллиарды рублей недоплачивают в бюджет крупные нефтяные компании»…
Сам Михаил Ходорковский, возможно, допустил свою самую большую ошибку в бизнесе, заявив, что «нелегитимный» наезд на «ЮКОС» — следствие обострившейся борьбы «старокремлевских» с «силовиками». Даже если это и действительно так, самому «прозрачному» российскому олигарху никогда не простят публичного выноса сора из кремлевской избы.
Рубрики