Рубрики
Статьи

«Выбери!by» Потенциал и риски современного искусства

«Выбери!by» Потенциал и риски современного искусства
«Выбери!by» Потенциал и риски современного искусства
5 captures
19 May 2005 — 26 Dec 2011
Oct
DEC
Jan
26
2010
2011
2012
success
fail
About this capture
COLLECTED BY
Organization: Internet Archive
The Internet Archive discovers and captures web pages through many different web crawls.
At any given time several distinct crawls are running, some for months, and some every day or longer.
View the web archive through the Wayback Machine.
Collection: Wide Crawl started October 2011
Web wide crawl with initial seedlist and crawler configuration from March 2011 using HQ software.
TIMESTAMPS
The Wayback Machine — https://web.archive.org/web/20111226062810/http://www.finansmag.ru/5549
$
|руб
31.2575
-0.97 %

|руб
40.8848
-0.83 %
ВКурсе
Войти по OpenID
Главная | Акции |
Валюта |
Вклады |
Кредиты |
Пенсия |
Налоги |
Страхование |
Венчуры |
Архив журнала
Спецпроекты
Рейтинги
Мероприятия
Недвижимость |
Автофинансы |
Технологии |
Карьера & Образование |
Бизнес |
Инфляция |
Кризис |
Миллиардеры |
Колонки |
Тесты |
Лидеров в России скоро будет делать не из кого и не на чтоИдея расширения границ Москвы может оказаться обычным «пузырем»Аналитики вычислили формулу успеха любого стартапаРейтинг надежности банков: слабый рост лучше стагнацииПочему инвесторам в России трудно строить планы даже на среднесрочную перспективу
Журнал «Viberi» № 9 (50) 8-14 марта 2004
| Напечатать |
Потенциал и риски современного искусства
Юлия Гордиенко <culture@finansmag.ru>
Арт-рынок. Приобретение предметов современного искусства — увлечение не для бедных. И может не только служить источником визуального удовольствия, но и оказаться эффективным инвестиционным инструментом.
Tweet
Скандальный художник начала XX века Амедео Модильяни признания при жизни почти не имел. Один любитель прекрасного даже предложил заплатить 5 франков с тем, чтобы Модильяни уже больше не брал в руки кисть. Напротив, простой парикмахер не поскупился на 20 франков за две картины. Инвестиция оказалась удачной: после смерти художника спрос на его работы резко подскочил. Уже за день до похорон в мастерскую Модильяни наведалось около 30 арт-дилеров, и вскоре парикмахер продал обе картины за 40 тыс. франков. А недальновидный коллекционер платил десятки тысяч долларов за полотна, которые некогда отказался покупать.
Впрочем, времена, когда работы непризнанных гениев можно было купить за копейки, чтобы по пришествии к художникам славы заработать на них миллионы, прошли. Современные модильяни, сутины и утрилло давно разбрелись по художественным галереям, отметились не одним десятком выставок и публикациями в художественных каталогах. Так что блуждать по подпольным мастерским или выуживать потенциальные шедевры из арбатской толкучки все равно что искать иголку в стоге сена.
Кому оно надо. Будем честны. Вложение капитала в предметы современного искусства — вариант не самый надежный и даже не самый прибыльный. Рынок contemporary art, подобно всему новому, подвержен серьезным колебаниям, зачастую субъективным и непредсказуемым. Инвестиции в современное искусство сопряжены с б’ольшим риском по сравнению с той же покупкой антиквариата (см. стр. 74-75), которая во все времена являлась беспроигрышным вариантом. Поэтому, если вы априори считаете современные художественные изыски малопонятной мазней, формализмом и эпатажем, лучше потратить время и деньги на нечто другое — искусство не терпит прикосновений без любви.
Но возможно, желание купить что-нибудь «продвинутое» все-таки перевесило и вы сделали выбор в пользу contemporary art. Отлично! Теперь нужно дать себе отчет, какова цель вашей покупки. Для того чтобы повесить в комнате интерьерную безделушку, вовсе не обязательно тратить тысячи долларов (а менее чем в $2 тыс. покупка качественной картины вряд ли обойдется). За $200 можно заказать копию понравившейся работы, получив за небольшие деньги массу созерцательного удовольствия. Если же картина для вас — ценность не только культурная, но и материальная и со средств, затраченных на ее покупку, вы со временем надеетесь получить ощутимые дивиденды, важно не совершить роковую ошибку и не приобрести за большие деньги пустышку, вторично продать которую в силу ее художественной неликвидности будет просто невозможно.
Коммерческий отбор. Чтобы покупка не обернулась экономическим разочарованием, не следует целиком полагаться на свой вкус. Нужно обращаться к специалистам-искусствоведам и в галереи с хорошей репутацией — именно такой совет дали опрошенные «Ф.» эксперты. «Коммерческая галерея не будет делать ставку на неперспективных и слабых художников, — резонно утверждает Михаил Крокин, директор Крокин-галереи. — Уже изначально, когда человек обращается за оценкой, он понимает, что там строго отбирают авторов». «Политика хорошей галереи состоит в том, что она работает только с теми художниками, произведения которых имеет моральное право рекомендовать коллекционерам в качестве инвестиций», — поддерживает его заместитель директора Айдан-галереи Илья Вольф.
Кроме того, обращение в галерею — удачный способ избавить себя от множества хлопот: галерист может выступать одновременно как торговый агент и аналитик. Именно он будет заниматься поиском необходимого произведения, обращаться к специалистам при необходимости технологической экспертизы, а заодно — нести моральную и материальную ответственность за подлинность покупаемого шедевра (см. «Ф.» № 8). За свои услуги галеристы обычно запрашивают около 10% от стоимости покупки. «Помимо галереи, — предлагает альтернативу финансовый директор галереи Марата Гельмана Юлия Гельман, — можно попытаться найти эксперта-искусствоведа, который будет вашим консультантом». Но опасайтесь недобросовестных арт-дилеров, которые за причитающийся им гонорар готовы выдать выдернутый из журнала постер чуть ли не за работу Энди Уорхола!
Если увлечение современным искусством для вас не минутная блажь, нелишним — хотя бы в качестве ликбеза — будет полистать художественные каталоги и ознакомиться с мнением солидных кураторов. А чтобы определиться с предпочтениями в манере и стиле, неплохо прогуляться по крупнейшим столичным художественным ярмаркам, таким как Арт-Манеж и Арт-Москва. Или посетить форум современного искусства за рубежом.
Прыжок в славу. Для художника получить приглашение на престижную ярмарку, главной из которых считается Венецианская биеннале, почти то же, что актеру быть номинированным на премию «Оскар». И тут важно даже не столько получить гран-при, сколько просто «засветиться»: участие в международных фестивалях и ярмарках, публикация в каталогах и серьезной арт-прессе — все это основные составляющие творческой биографии художника. Именно она зачастую обозначает его статус и служит лакмусовой бумажкой для инвестора.
Как правило, вскоре после ярмарки к автору приходит широкая известность не только на родине, но и за ее пределами, и он почти автоматически получает предложения о покупке от нескольких музеев и галерей. Это не только еще одна ступенька в творческую вечность, но и твердый гарант качества: если произведения художника покупал музей — значит, в цене они уже не упадут, а будут только расти.
Самая наглядная иллюстрация — художественный тандем Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, работы которых после биеннале в Венеции приобрели французский центр современного искусства Джорджа Помпиду, Хьюстонский музей и музей Бонна. Сами художники почти перекочевали в разряд живых классиков, их имена усиленно раскручивают на Западе, и даже в памяти они всплывают тотчас после самых успешных «русских»: Ильи Кабакова и Олега Кулика.
Расплачиваться за престиж приходится покупателям. «Попадание художника в известное частное собрание, в музей, участие его в крупной выставке увеличивает стоимость как предыдущих, так и будущих работ, — комментирует Илья Вольф. — Если участие в биеннале может поднять цену художника на 80-100%, то дальнейшая волна предложений способна увеличить их еще на 100%, и через год-два цены могут подняться в 5-10 раз». Но это по оптимистическому сценарию: эксперты отмечают, что ценообразование на рынке contemporary art — процесс скорее постепенный. «Приехав с биеннале, — рассказывает Михаил Крокин, — художники возвращаются к своим же коллекционерам, в свои же галереи, к тем же искусствоведам и кураторам, с которыми они распрощались месяц назад, и нормальный рост цен на их работы составляет примерно 10-20%».
Пляшущие цены. Колебание цен на работы одного и того же художника в разные периоды может быть очень значительно. Например, карьера знаменитого фотографа Хельмута Ньютона начиналась с репортерских снимков для фэшн-журналов. Его работы не продавались отдельно, но могли бы стоить не более $100. К концу же жизни стоимость фотографий выходила за пределы $100 тыс. Недавняя гибель фотографа скорее всего выведет виток цен на новый уровень: они могут подняться и в два, и в пять, и даже в десять раз.
Художников такого масштаба, разумеется, немного. Впрочем, по словам Юлии Гельман, стоимость работ зависит от многих факторов и художественная ценность — один из них, но не единственный. Так, самые дорогие на художественном рынке работы — это работы постимпрессионистов и произведения поп-арта (к примеру, стоимость недавно выставлявшихся в Stella Art Gallery полотен Энди Уорхола составляла $300 тыс. — «Ф.»). Связано это, по ее мнению, не с тем, что такие работы ценнее полотен других художников. Просто появление тех и других совпало с бурным ростом экономики. Да и американские авторы стоят дороже русских «не потому, что они лучше, а оттого, что уровень жизни в США выше и больше денег, которые можно потратить на произведения искусства».
«Зачастую увеличение цены на произведение искусства, — считает Ольга Томсон, президент фонда современного искусства Санкт-Петербурга «Русский альбом», — это результат деятельности самого владельца работ, продвигающего на рынке то направление искусства, с которым он работает». Яркий тому пример — английский коллекционер Чарльз Саатчи, владелец галереи White Cub, который буквально вывел на рынок шумную поросль Молодых Британских Художников (МБХ). Влияет на динамику цен и отказ художника от того или иного жанра. Так, живописные работы художника Константина Латышева какое-то время продавались по цене около $2 тыс. Затем он перестал заниматься живописью, перешел на компьютерные принты, и стоимость картин, которые успели осесть за это время по частным коллекциям, поднялась до $5 тыс.
Если говорить о средних расценках на работы российских художников, здесь не бытуют каких-то заоблачные величины. Например, картины Владимира Самсонова в зависимости от размера можно приобрести за сумму от $2 до $12 тыс., фотография Ольги Чернышевой оценивается в пределах $2-5 тыс., графика Леонида Тишкова обойдется в $5-6 тыс., а живопись Сергея Браткова — от 1000 до 3500 евро. За сумму от $3 тыс. до $12,4 тыс. можно приобрести работы Валерия Кошлякова, его же графические «Архитектурные фантазии» стоят в одной из московских галерей $3,9 тыс. Для сравнения: стоимость работ Николая Овчинникова, на которого существует даже waiting-list, за последние несколько лет возросла от $5 тыс. до $25 тыс. Если говорить о пресловутой паре Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, то цена на них доходит до $30-50 тыс.
Мода на культурный капитал. Кто они — художники, перспективные с точки зрения инвестиций? Специалисты называют разные фамилии, и в основном здесь сказывается политика галереи. Чаще других повторяются имена Тимура Новикова (уже умершего и, разумеется, безумно дефицитного), Валерия Кошлякова, Игоря Макаревича, Константина Звездочетова, талантливыми фотографами считаются Валерий и Наташа Черкашины и Святослав Пономарев.
«Скорее всего со временем будут расти цены на работы тех, кто до сих пор оставался в информационной тени, — прогнозирует Ольга Томсон, — официальных советских художников (соц-арт привлекает на Западе большое внимание), равно как и авторов, продолжающих традиции русского авангарда и верных пластическому языку Малевича, Кондратьева, Стерлигова. А также будет пользоваться спросом советский андеграунд, который еще не раскручен на Западе».
Внутренний российский рынок современного искусства все еще находится в стадии становления. К тому же русские люди отличаются большим консерватизмом и недоверием к contemporary art. Однако, отмечают многие герои этой публикации, среди клиентов их галерей зачастую встречаются очень состоятельные люди, широко известные в бизнес-кругах.
КОММЕНТАРИИ
Владимир Овчаренко, владелецгалереи «Риджина»:
— Главное здесь, как и в любом бизнесе, — чутье и опыт, которые приходят к инвестору со временем. Рецепт один: изучать обстановку и советоваться со специалистами. При этом, конечно же, окончательное решение — вкладываться или нет — остается за инвестором. Специфика произведения искусства как объекта инвестирования — получение не только финансовой выгоды, но и в первую очередь эстетического удовольствия от общения и обладания произведениями. Без удовольствия этот бизнес разочарует очень быстро.
МихаилКрокин,
директор Крокин-галереи:
— Есть два пути: прийти на антикварный салон, купить старинную вещь и иметь 50-процентную уверенность, что на «черный день» у вас есть золотой запас. Если же у вас аллергия на нафталин, имеет смысл подумать о том, чтобы приобрести произведения современных художников, только завоевывающих рынок. Здесь присутствует элемент риска, но это риск с наслаждением. Если человек молод и ему нравится видение мира своего ровесника, приобретение стильной вещицы становится не просто покупкой, но и попыткой вникнуть в то, что ее автор хочет сказать. Это угадывание, но если человек внимательно проводит отбор художников, то велика вероятность попасть в точку.
Елена Селина,
директор XL-галереи:
— Если человек не просто покупает то, что ему приглянулось, а настроен инвестировать, важно задать галеристу вопрос, в каких выставках участвовал автор и в собрании каких музеев находятся его работы. Но даже если человек желает инвестировать, он должен приобретать то произведение, которое ему нравится. Если бы я была коллекционером, мне интересно было бы покупать работы молодых авторов, потому что в этом случае вы становитесь участником художественного процесса. Конечно, вы рискуете, но молодые художники стоят недорого.
Ольга Томсон, президент фонда современного искусства Санкт-Петербурга «Русский альбом»:
— Если это не единичная покупка, то лучше собирать работы, которые можно чем-то объединить (например, школы, группы, направления). Для частного собирателя приобретение произведения искусства должно стать увлечением, требующим изучения своего предмета, иначе не избежать ошибок. Покупка современного искусства на сегодняшний день — авантюра. В отсутствие в стране музея современного искусства (музей Церетели не в счет), политики презентации искусства цена на произведение современного художника со временем может либо вырасти во много раз, либо упасть.
Илья Вольф, заместитель директора Айдан-галереи:
— Искусство, даром что современное, — вещь довольно накладная и может стоить даже дороже, чем антиквариат. Все зависит от финансовых возможностей и амбиций покупателя. Если это просто способ сохранить деньги, то за сумму около $10 тыс. он может приобрести художника, цена на которого не слишком менялась за последние 5-10 лет. Если же кроме удовольствия он хочет получить и некие дивиденды, это будет совершенно другая категория работ и художников — возможно, более рисковая. Если общая экономическая ситуация в стране сохранится, нынешний и два предыдущих года можно будет считать началом бума на современное искусство. Уже сейчас многие коллекционеры начинают продавать антиквариат и покупать произведения современных авторов.
Юлия Гельман, финансовый директор галереи Марата Гельмана:
— Наверное, выгодней инвестировать деньги в акции нефтяных компаний… Но с искусством приятнее жить, а с современным искусством еще и интересно — можно наблюдать живой художественный процесс, общаться с художником, ездить на крупные международные выставки и ярмарки. Обычно предметы современного искусства коллекционируют интеллигентные бизнесмены и известные люди, а также иностранные специалисты, работающие в России.l
Класс!
Нравится
Рассылки Subscribe.Ru
«ФИНАНС.» — еженедельный деловой журнал.
Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!
 
Назад
 
КОНТАКТЫ
Реклама |
Контакты |
Подписка |