Кодекс этики: микрофинансовый рынок постепенно приобретает цивилизованную форму
микрофинансовый рынок постепенно приобретает цивилизованную формуОпубликовано Июнь 7, 2013На днях участники микрофинансового рынка представили «Кодекс этики и стандарты работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций», который был разработан с целью установления определенных правил взаимоотношений между МФО и коллекторскими агентствами.Правда его разработчики сразу уточняют, что такой Кодекс не обязателен к исполнению, а носит только рекомендательный характер для участников НП «МиР» и НО «НАПКА» в связи с тем, что микрофинансовые компании сегодня вступают в саморегулируемые организации только добровольно, а вот обязывающий характер Кодекс приобретет только после создания мегарегулятора. Впрочем, две эти организации обещают следить за тем, как входящие в них МФО будут соблюдать правила работы при взыскании проблемной задолженности уже сегодня.Новые правила работы.Основная цель создания Кодекса этики – это защита прав заемщиков, что особенно актуально для отечественного микрофинансового рынка. Согласно его положениям, МФО имеют право заниматься досудебным взысканием просроченных займов как самостоятельно, так и путем привлечения специализированных организаций – коллекторских агентств, которые после заключения соответствующих договоров будут иметь законное право требовать от заемщиков погашения текущих долгов. При этом коллектор должен иметь соответствующую лицензию и разрешение на осуществление такой деятельности на территории России, иначе МФО не имеет право пользоваться услугами такого агентства.В свою очередь коллекторы, согласно новому Кодексу, имеют право нанимать для работы по взысканию просроченных долгов только сотрудников, которые имеют опыт работы в юридической или финансовой сфере. При этом агентства должны заботиться не только о своей репутации, а и об имидже других участников микрофинансового рынка, поясняя своим сотрудникам, что проводить работу по взысканию необходимо исключительно законными методами, которые не наносят ни материального, ни морального вреда должникам.Кроме того, разработанный Кодекс предусматривает, что у коллекторского агентства должна быть собственная операционная платформа, с помощью которой можно осуществлять учет задолженности по всем ее параметрам, а также телефонные станции для исходящих и входящих звонков.Не остался без внимания вопрос о защите конфиденциальной информации: коллектор должен иметь соответствующую лицензию и регистрацию в реестре операторов, которые имеют право обрабатывать персональные данные граждан. А если ему грозит банкротство, то, согласно Кодексу этики, он обязан перечислить полученные от заемщиков деньги на счет МФО, которое заключило с ним договор о взыскании долгов.Основной критерий работы – уважительное отношение к должнику.Согласно новым правилам работы, микрофинансовые организации смогут проверять качество работы коллекторов, например, запрашивая образцы писем, которые рассылаются должникам (в том числе и по электронной почте) или тексты СМС-сообщений. Причем «взыскивающая» сторона обязана относиться к должнику с уважением, и использовать в своей работе только разрешенные законом методы, которые не унижают его честь и достоинство, а также не могут причинить вреда его жизни и здоровью.Как отмечают участники рынка, предлагаемые Кодексом правила работы весьма актуальны для отечественной сферы микрокредитования, учитывая, что заемщики все чаще сталкиваются с некорректным отношением коллекторских агентств, которые в своей работе иногда даже преступают закон. И хотя это больше характерно для мелких компаний, такая, по сути, противозаконная деятельность негативно отражается на всех участниках рынка МФО, в особенности на крупных микрофинансовых организациях, которые в своей работе исповедуют принцип ответственного финансирования и пытаются построить доверительные отношения со своими клиентами.К услугам МФО часто прибегают малообеспеченные слои населения, которые по каким-то причинам не могут получить банковские кредиты, отсюда и большие риски микрофинансовой деятельностиТак, в Кодексе четко обозначены временные границы, когда ни агентства, ни МФО не имеют права беспокоить должников (с 23 часов ночи до 7 утра), его правилами запрещается вводить клиентов в заблуждение о характере возникновения задолженности, ее размере и оснований для взыскания (особенно это касается случаев, когда требование не подтверждено документально). А, сообщая такую информацию, коллектор имеет право использовать только данные, предоставленные микрофинансовой организацией, которая в свою очередь гарантирует их точность и актуальность.Если у должника будут мотивированные претензии на действия агентства, то он может подать их в письменной форме, что также предусмотрено положениями нового Кодекса. Причем ответ на подобное заявление должен прийти в течение 30 дней, за чем будет следить специальная комиссия по урегулированию претензий, в которую будут входить члены НАПКА и НП «МиР».Еще раз о главном.Микрофинансирование – это быстрорастущий рынок и его особенностью является то, что к услугам МФО часто прибегают малообеспеченные слои населения, которые по каким-то причинам не могут получить банковские кредиты. Отсюда и большие риски микрофинансовой деятельности, которые компенсируются высокими ставками и воспринимаются компаниями уже как норма, характерная для такого вида деятельности. В такой ситуации существует вероятность возникновения конфликтов между МФО, их клиентами и коллекторскими агентствами по поводу методов и правил взыскания задолженностей. И чтобы решить такой сложный вопрос, как раз и потребовался Кодекс этики, в котором четко обозначены правила работы при взыскании проблемных долгов.Несмотря на то, что сами авторы документа признаются, что у них нет весомых рычагов, с помощью которых они могли бы заставить МФО и коллекторские агентства соблюдать положения Кодекса, участники микрофинансового рынка надеются, что большая часть компаний все-таки будет использовать в своей работе разработанные правила, и их примеру последуют и другие, менее крупные организации, которые выдают микрокредиты и займы «до зарплаты». В целом эксперты уверены, что принятие Кодекса положительно отразится на микрофинансовой сфере, которая постепенно приобретает цивилизованную форму, а это в свою очередь будет способствовать увеличению числа клиентов и росту прибыли как МФО, так и коллекторов. Все по теме:Коллекторская деятельность, Микрокредит
Рубрики