Рубрики
Статьи

Гуманизация ОСАГО — СТРАХОВАНИЕ — № 46 (87) 6-12 декабря 2004 — Архив — Выбери!by

Гуманизация ОСАГО — СТРАХОВАНИЕ — № 46 (87) 6-12 декабря 2004 — Архив — Выбери!by
Гуманизация ОСАГО — СТРАХОВАНИЕ — № 46 (87) 6-12 декабря 2004 — Архив
«Выбери!by» уже приводил данные по убыточности страховщиков в Москве и регионах (№ 43), на основе которых делался вывод о том, что региональные коэффициенты к тарифам по ОСАГО следует приблизить к московским. Собственно, именно это и может предложить правительству ФССН. Статистика, собранная службой, показывает, что стоимость полисов в Москве имеет резерв для снижения, в то же время в некоторых российских населенных пунктах ее следовало бы поднять, в частности это касается таких городов, как Сургут и Ханты-Мансийск, где в силу северной специфики стоимость запчастей и ремонта значительно выше. Кроме того, сегодня Росстрахнадзор склоняется и к мысли о коррекции коэффициентов для владельцев машин с высокой мощностью двигателя. Впрочем, еще полтора года назад для многих было очевидно, что этот параметр сам по себе не столь уж влияет на аварийность и убыточность ОСАГО, зато иномарки, отличающиеся повышенной мощностью, как правило, комплектуются дополнительными системами безопасности. Таким образом, изменения ценовой политики, коль скоро они произойдут, коснутся ограниченного круга автовладельцев.
Главное же направление реформы ОСАГО коснется не столько водителей, сколько их потенциальных жертв. Статистические данные ФССН показывают, что если в деле возмещения имущественного ущерба страховщики практически исчерпали установленные лимиты, то компенсации вреда жизни и здоровью сегодня их практически не обременяют. Соответственно здесь есть резерв для увеличения выплат. Сегодня из 400 тыс. рублей страховой суммы по ОСАГО 240 тыс. приходится именно на «жизнь и здоровье» (но не более 160 тыс. на одного пострадавшего). Пока руководство Росстрахнадзора не спешит называть конкретные цифры, но вопрос не только в том, насколько увеличатся предельные размеры компенсаций, но и в порядке их расчета и выплат. Даже в случае смерти пострадавшего страховщики зачастую оплачивают лишь расходы на погребение в пределах 10-12 тыс. рублей. Компенсации тем, кто «отделался» в ДТП травмами и ранениями, еще более скромны. Масса проблем бюрократического характера связана с подтверждением утраченного дохода, потери трудоспособности. Крайне сложно обосновывать затраты на лечение, поскольку пострадавший должен доказывать, что не мог получить аналогичные медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования, а про качество платной и бесплатной медицины речь вообще не идет.
Впрочем, и на этот счет у Росстрахнадзора есть свои соображения. Не исключено, что служба предложит правительству позаимствовать советский страховой опыт. Размер возмещения вреда здоровью будет рассчитываться в процентах от страховой суммы в зависимости от тяжести полученных травм. Для этого можно использовать некий классификатор телесных повреждений, аналогичный тому, что в свое время разработали Госстрах, профсоюзы и государство и который учитывает степень потери трудоспособности. Схожие механизмы расчета выплат сегодня используют многие компании, страхующие от несчастного случая. Если соответствующие поправки войдут в закон об ОСАГО, получение компенсаций значительно упростится, соответственно расходы страховщиков по ним увеличатся многократно.
Похоже, ФССН всерьез решила устранить главное противоречие нынешней системы ОСАГО: с одной стороны, это механизм социальной защиты жертв ДТП, с другой — широкое поле для коммерческой деятельности страховщиков. Если выбор будет сделан в пользу социализации, рентабельность ОСАГО, которая сегодня в целом по рынку падает, будет окончательно сведена к нулю. В этом случае рынок «автогражданки» изрядно поредеет. На нем останутся лишь те компании, которые готовы получать по ней иные бонусы, чем прямая коммерческая прибыль.
© Финанс 2002-2004 г. Использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателей© ЗАО Газета Финансовая Россия, 2000-2003 г.